Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Анализ аварии танкера на Сахалине выявил неготовность к нефтеразливам

19 апреля 2017
Обложка доклада
WWF и «Экологическая вахта Сахалина» публикуют совместный доклад, посвященный урокам кораблекрушения и нефтяного разлива на юго-западе острова Сахалин в конце 2015 года.

Доклад «Чему научит нас «Надежда»?» (можно скачать по ссылке, файл PDF) посвящен крупнейшей в Сахалинской области экологической катастрофе последних лет – аварии танкера и последовавшему за ней нефтеразливу. Инцидент произошел 28 ноября 2015 года.

Судно, незаконно перевозившее 186 тонн мазута и 560 тонн дизтоплива, было выброшено штормом на мель у набережной города Невельск. В результате разлива топлива была загрязнена обширная морская акватория и более 20 км морского побережья, погибли сотни морских птиц. Ликвидация нефтеразлива потребовала более полугода, а остатки разрушенного танкера не убраны до сих пор.

Общий подтвержденный различными судами ущерб окружающей среде, муниципалитету и третьим лицам составил около 524 миллионов рублей. Единственным виновным в аварии, приведшей к экологической катастрофе, был признан капитан танкера, понесший наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей.

Авторы доклада пришли к выводу, что причинами аварии и загрязнения стали не только действия капитана судна, но и нарушения со стороны целого ряда должностных лиц администраций морских портов Ванино и Невельска, а также судовладельца и фрахтователя судна, не имевших лицензий на перевозку опасных грузов. Не последнюю роль сыграло и алкогольное опьянение экипажа судна накануне аварии, никак не отраженное в официальных документах.

Катастрофе также способствовало ненадлежащее исполнение своих обязанностей органами Ространснадзора. Общественное расследование показало, что до 50% всех танкеров, работающих в настоящее время на Дальнем Востоке России, не имеют двойного корпуса, что не соответствует современным международным требованиям.. Риск повторения подобных инцидентов усугубляется отсутствием законодательных требований обеспечения финансовой ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды при нефтеразливе для танкеров, перевозящих менее 2000 тонн нефтепродуктов (каким и была «Надежда»).

Анализ уроков аварии «Надежды» также вскрыл существенные недостатки и пробелы в системе ликвидации нефтеразливов, особенно в части реагирования на море. Так, попытки локализовать распространение пятна нефтепродуктов по морской акватории и очистить водную поверхность от загрязнения были разрозненными и неэффективными, что связано с отсутствием в распоряжении спасателей плавсредств и необходимых боновых заграждений. Соответствующими ведомствами не были организованы мониторинг распространения загрязнения, оценка состояния морской среды и оповещение об этом населения. Природоохранными государственными органами не предпринимались усилия по спасению пострадавших и учету погибших морских птиц – всю работу в этой части делали волонтеры и нефтегазовые компании.

Но самое главное, отсутствовали обязательные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти. Их по закону обязаны были иметь и немедленно задействовать фрахтователь судна (ООО «ДВ-Акватория»), получатель груза (ООО «Горняк-2»), Невельский морской порт, Невельский городской округ и Сахалинская область. С этим и были связаны большинство выявленных недостатков и проблем с ликвидацией нефтеразлива. 

«Важно отметить, что ликвидация нефтеразлива проводилась в относительно благоприятных условиях, буквально в нескольких сотнях метров от большого порта, при отсутствии льда на водной поверхности. Тем не менее, эффективность работ по предотвращению загрязнения береговой полосы и гибели животных оказалась крайне низкой, – говорит Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России. – Чего же следует ожидать, если аналогичная авария случится на просторах Арктики, во льдах и при том, что до ближайшего порта сотни километров? Именно поэтому мы выступаем за мораторий на освоение шельфовых месторождений Арктики как минимум до тех пор, пока пробелы, которые мы видим на примере аварии танкера «Надежда», в нашей системе предотвращения и ликвидации разливов нефти не будут устранены».

Доклад содержит ряд предложений по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы, предотвращению подобных аварий, повышению готовности к ним и улучшению системы реагирования на нефтяные разливы. 

Фото в анонсе: Ликвидация последствий разлива с танкера «Надежда». Автор: Дмитрий Лисицын / «Экологическая вахта Сахалина»

Для дополнительной информации
Руководитель программы по экологической политике ТЭК
Помогите природе прямо сейчас!