Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!

WWF: Доступность и качество данных о состоянии окружающей среды оставляют желать лучшего

12 декабря 2017
Проблемы с данными об экологической обстановке в России связаны в первую очередь не с секретностью экологической информации, а с ее низким качеством, уверены экологи. Новый же законопроект Минприроды об экологической информации не решает проблему доступности реальных данных о состоянии окружающей среды для граждан и бизнеса.

Проблема с доступностью экологической информации для россиян стала главной темой обсуждения в Общественной палате РФ во время круглого стола «Открытость экологической информации на примере информации о промышленном загрязнении и об использовании лесных ресурсов».

Около года назад были предприняты первые попытки создать централизованную и прозрачную систему предоставления всем заинтересованным гражданам и организациям данных о состоянии окружающей среды. Однако, эти система все еще в процессе отладки и до сих невозможно получить достоверную информацию о таких факторах, как загрязнение атмосферы, почвы, данные о выбросах конкретных промышленных предприятий и об использовании лесных ресурсов. Кроме того, информация собирается на разных уровнях власти, из-за чего отсутствует представление о единой экологической картине в стране.

«Мы понимаем, что без открытости информации общество не может реально участвовать ни в обсуждении решений, ни в защите своих экологических прав, – говорит Игорь Честин, директор WWF России, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды. - Обеспечение открытости экологической информации — первостепенная задача государства. Мы стараемся помочь ему в этом всеми возможными способами».

В конце 2017 Минприроды подготовило проект поправок, который впервые вводит в законодательство определение экологической информации. По задумке это сделает данные об окружающей среде доступнее для граждан. Согласно документу, это «сведения о текущем состоянии окружающей среды, а также о происходящих в ней процессах и явлениях, включая влияние на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности». Однако экологи считают, что в нынешнем виде законопроект не решит всех проблем.

 «В законопроекте необходимо более детально проработать само определение  «экологическая информация», чтобы оно включало в себя весь спектр ее типов, – говорит Екатерина Хмелева, руководитель программы по экологическому законодательству WWF России. – Важно также, чтобы этот перечень не стал, наоборот, ограничительным и информация предоставлялась в полном объеме». Кроме того, по мнению Хмелевой, важно, чтобы все экологические данные были размещены в открытом доступе, а не предоставлялись только по запросу, как это предлагается на данный момент.

По словам Ивана Блокова, директора по программам Гринпис России, данные по загрязнению атмосферы в населенных пунктах доступны, но лишь частично. «Например, свежая информация есть по Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Челябинску и другим городам. Но вот данные по Москве не обновлялись с 11 сентября этого года, - говорит Блоков.  - То есть жители столицы, в которой самый большой бюджет по экологии, не могут узнать степень загрязненности несколько месяцев». Он также обратил внимание на информационную закрытость предприятий, которые работают в населенных пунктах, на разрозненность и неполноту данных по обращению с отходами.

Одна из наиболее остро стоящих проблем – это доступ к информации о лесных ресурсах. Участники заседания указали на проблемы с доступом к актуальным планам субъектов Российской Федерации и информации о том, как используются лесные ресурсы в тех или иных лесных кварталах. Данные учета лесного фонда (сведения из Государственного лесного реестра) после принятия Лесного кодекса, содержащего требование о публикации этих сведений, публиковались лишь один раз - в 2014, но и эта единственная публикация не доступна на сайте Рослесхоза.

В то же время были отмечены и первые положительные изменения в открытости данных о лесных ресурсах.

Так, чтобы сделать различные данные о лесах более доступными, были созданы автоматизированные информационные системы: «Государственный лесной реестр» и геопортал «Леса России». Эти системы, однако, также нуждаются в совершенствовании и периодически не функционируют из-за технических проблем. Их создатели, Рослесхоз и ФГБУ Рослесинфорг, выразили намерение сделать доступными данные о лесах, которые не отнесены к информации с закрытым доступом в соответствии с законодательством. К тому же необходимо преодолеть технические сложности, в результате которых не вся информация доступна в настоящее время.

Благодаря многолетним совместным усилиям, в 2017 году впервые совпали оценки площадей лесных пожаров и данных космической съемки с официальной отчетностью. Огнем было пройдено 4,7 млн. га. После 3 лет многократных обсуждений этой темы на Общественном совете при Рослесхозе, ситуация действительно изменилась.

По результатам встречи участники круглого стола предложили рекомендации по улучшению правового регулирования и практики доступа к экологической информации, открытости госорганов, отвечающих за охрану окружающей среды и природных ресурсов. Эти рекомендации будут направлены для дальнейшего рассмотрения в Администрацию Президента, Правительство, а также федеральные природоохранные и надзорные органы.

Для дополнительной информации
Директор программы "Регулирование охраны окружающей среды"
Помогите природе прямо сейчас!