Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Мурманские ученые проводят испытания экологичных орудий лова

15 сентября 2017
Инициированный WWF России проект по созданию щадящей модели донного трала перешел в активную стадию: ученые ведут полевые испытания масштабных моделей орудий лова и их элементов и уже отмечают положительные результаты.

Работу по модернизации донного трала специалисты Всемирного фонда дикой природы и ПИНРО (Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича) ведут уже несколько лет. Основная задача ученых — уменьшить негативное влияние орудий лова на донные экосистемы, сохранив при этом рабочие качества донного трала. Дело в том, что существующие модели выскребают морское дно как грейдер и перепахивают грунт, который является средой обитания огромного количества живых организмов. В то же время донный трал является самым эффективным орудием лова на промысле трески и пикши, а траловый флот — основа рыбной промышленности Северо-западного бассейна России. Поэтому просто запретить его использование невозможно.

«Это противоречие привлекло наше пристальное внимание еще несколько лет назад, рассказывает координатор программы по устойчивому рыболовству Баренц-отделения WWF России Алексей Голенкевич. Мы с коллегами поставили цель добиться снижения негативного воздействия донного тралового лова на морские экосистемы. При этом речь не идет о запрете промысла, который является основой российской рыбной промышленности в Баренцевом море. Мы предлагаем компромиссный вариант, который удовлетворит и рыбаков, и экологов и будет способствовать развитию устойчивого использования водных биологических ресурсов».

Важность задачи понимают и сами рыбаки. Крупнейшие рыбопромышленники Баренцева моря — группы компаний «Норебо» и «Ф.Э.С.Т.», Союз рыбопромышленников Севера и Архангельский траловый флот — объединили усилия, создали Координационный центр по развитию устойчивого рыболовства в Северной Атлантике и совместно стали финансировать проект.

Более двух лет специалисты ПИНРО занимались инженерными расчетами: разработали несколько технических решений по созданию специальной оснастки, схемы вооружения и режимов использования донного трала, которые позволят минимизировать его негативное влияние на морское дно. Кроме того, использование новой конструкции позволит снизить общее сопротивление трала в процессе его буксировки. Это приведет к снижению расхода топлива и выбросов СО2 в атмосферу.

Испытания элементов трала
Александр Павленко

Этим летом эксперты приступили к комплексным полевым испытаниям опытной модели — уменьшенной копии донного трала. Тестирование проводится в специальной установке — гидроканале — в Калининграде, а также на открытой воде Белого и Баренцева морей.

«Окончательные результаты этого сезона испытаний мы узнаем в ноябре, но уже можно говорить о том, что получен положительный результат. Та модель, которая была задумана, и идеи, вложенные в нее, физически работают, комментирует заведующий лабораторией промышленного рыболовства ПИНРО Александр Павленко. Теперь осталось все свести в один комплекс, объединить все детали трала, которые мы испытывали по отдельности, и дать нагрузку, имитирующую рабочую».

Создать новый трал с экспериментальной оснасткой в натуральную величину и провести его испытания в реальных условиях морского промысла специалистам предстоит уже в следующем году. 

Для дополнительной информации
Пресс-секретарь Баренцевоморского отделения
Координатор программы по устойчивому рыболовству Баренцевоморского отделения
Помогите природе прямо сейчас!