Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

То, что россияне не могут повлиять на судьбу наших лесов - это миф

22 июня 2011
Управление лесами - это дело государства, а от меня лично ничего не зависит - так думают большинство россиян. WWF выпускает четвертый из наиболее распространенных мифов о российских лесах.

Леса являются ключевым фактором обеспечения благоприятного климата, сохранения плодородия почвы, поддержания водного баланса, чистого воздуха – тем самым, сохранение площади, биологического разнообразия, жизнеспособности и качества лесов является жизненно необходимым для каждого жителя планеты, для каждого жителя России.

В России нет частной собственности на леса, и управление практически всеми лесами, за редкими исключениями, находится в руках государства – федеральных (Рослесхоз) и региональных органов власти.

- Можем ли мы полностью довериться государству, которое от нашего имени управляет лесами?

- Всегда ли при принятии решений по использованию лесов государство основывается на актуальной научной информации, учитывает долговременные интересы граждан страны и бизнеса, потребности местного населения, живущего вблизи используемых лесов?

Результаты рейтинга управления лесами в субъектах Российской Федерации, проведенного WWF России в 2010 г. показывают, что управление лесами во многих регионах России ведется на довольно низком уровне. Достаточно привести пример, что лишь единичные регионы страны (например, ХМАО-Югра, Вологодская обл.) располагают актуальной информацией хотя бы о части лесного фонда – лесоустроительные материалы, дающие информацию о площади, породном составе, возрастной структуре, состоянии леса устарели более чем на 10 лет. Ни о каком информированном управлении лесами в таких условиях говорить не приходится. За десятилетия непродуманных реформ лесное хозяйство растеряло кадровый, научный и технический потенциал, зачастую за принятие важнейших управленческих решений и на федеральном, и на местном уровнях, отвечают люди, даже не имеющие б азового лесохозяйственного образования. Леса России гибнут от лесных пожаров, вредителей и болезней, нелегальных рубок, хищнического использования.

Мы, граждане России, должны проявить гражданскую активность и заинтересованность в управлении лесами – без нашего деятельного участия, без контроля со стороны общества нет твердой уверенности, что государство будет заинтересовано или способно соблюдать наши интересы и интересы следующих поколений.

Лесной кодекс РФ (2006 г.) в ст. 1 закладывает базу для вовлечения населения в управление лесами: «лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: … (7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве …».

Тем не менее, слово «общественность» далее в Лесном кодексе не упоминается и никаких подзаконных нормативно-правовых актов, инструкций и официальных руководств по обеспечению информирования общества о лесах и обеспечения вовлечения общественности в управление лесами в России не имеется, хотя, согласно опросу, проведенного ВЦИОМ под эгидой WWF России, 86 % россиян считают необходимым информировать население о состоянии лесов, планах посадки или вырубки, 72 % респондентов готовы принять самое активное участие в публичных слушаниях по планам лесопользования.

Одним из механизмов вовлечения общественности в управление лесами может быть «модельный лес», в том числе, реализованный на примере проекта WWF России «Псковский модельный лес». Различные формы общественного участия в управлении лесами реализуются предприятиями лесного сектора России, сертифицированными по схеме FSC.В рамках сертификации по схеме FSC компания должна проводить консультации с местным населением и другими заинтересованными сторонами, знакомить их с планами лесоуправления, выделять отказываться от рубок в лесах, имеющих высокое социальное и ли экологическое значение, способствовать улучшению качества жизни в лесных поселках.

Несмотря на отдельные позитивные примеры, к сожалению, пока приходится признать, что в большинстве регионов России, как и на федеральном уровне, открытость информации о лесах для общественности очень низка, население в управлении лесами практически не участвует, а органы управления лесами в большинстве случаев не видят позитивных сторон в обеспечении участия населения в управлении лесами.

Тем не менее, интересы общества, потребности и стремления по отношению к лесам продолжают развиваться, потенциал для конфликтов и их размах будет расти вместе с осознанием масштаба экологических проблем. То, как мы будем управлять нашими лесами должно зависить от общественности не меньше, чем от мнения ученых и управленцев.

Исходя из последних событий, связанных с конфликтами вокруг Химкинского леса и ряда других проектов, приводящих к неустойчивому использованию природных ресурсов в местах, имеющих особое социальное и экологическое значение, сейчас Россия входит именно в ту фазу, когда сформировавшийся «средний класс» готов твердо отстаивать свое конституционное право на благоприятную окружающую среду. Сейчас только от федеральных и региональных органов власти зависит, насколько болезненным будет переход от конфронтации к сотрудничеству с общественностью, и приведет ли он к социальным потрясениям, с одной стороны, и к безвозвратным утратам ценных лесных массивов, с другой.

Что я могу сделать для леса?

Что я могу сделать для леса, если я – Президент России?

© WWF России / Владимир Потанский
Митинг против вырубки леса в Кувшиново, Тверская область
© WWF России
Митинг на Дальнем Востоке против рубки пихты черной
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!