Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Правительство РФ начинает выполнение Киотского протокола

25 марта 2005
Правительство России подготовило «Комплексный план действий по реализации в Российской Федерации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

С октября прошлого года он готовился под руководством Минэкономразвития, затем согласовывался со всеми заинтересованными ведомствами и, наконец, в конце февраля Михаил Фрадков дал указание начать выполнение плана. Наряду с выполнением плана решено к маю 2005 г. сформировать межведомственную комиссию по проблемам реализации Киотского протокола, своего рода координационный орган, который должен позволить более оперативно решать технические вопросы.

В последние годы, много раз возникал вопрос «А кто же главный в России по Киото?». Судя по принятым решениям, «главных» опять несколько – различные ведомства выполняют разные разделы плана, но самый главный, вероятно, Герман Греф, поскольку именно ему дано указание сформировать межведомственную комиссию и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных планом.

План состоит из 4 разделов. В первом перечисляются меры по сокращению выбросов парниковых газов в различных секторах экономики. На практике здесь нет ничего нового, цифры в основном взяты из уже имевшихся федеральных целевых программ и из «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.». Однако в плане все меры собраны под «зонтиком» Киотского протокола, который можно рассматривать как дополнительный административный стимул их выполнения. Численные показатели плана относятся к 2008 г. и они выражены в единицах энергоэффективности, экономии природного газа, посадки лесов и т.п., без пересчета в снижение выбросов в тоннах CO2. В частности, РАО ЕЭС должно сократить удельное потребление топлива на 8%, экономия (снижение потерь) газа при его доставке конечным потребителям должна составить 47 млрд. куб. м., на транспорте экономия энергетических ресурсов должно быть не менее 9,3 млрд. т условного топлива.

Второй раздел посвящен созданию и работе национальной системы учета выбросов парниковых газов и поглощения их лесами. За это будет отвечать Росгидромет, координирующий работу различных ведомств по данной проблеме. В том же разделе Плана Минэкономразвития поручено к декабрю 2007 г. подготовить прогноз выбросов на период до 2020 г.

Третий раздел – внедрение в России экономических механизмов Киотского протокола. Минэкономразвития подготовит перечень нормативных актов, прежде всего, «Порядок утверждения, регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления в Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Киотского протокола». По мнению WWF России, такой документ принципиально важен, именно его отсутствие не дает российским предприятиям участвовать в международных проектах по снижению выбросов и получать «киотские инвестиции». С другой стороны, очень важно тщательно подготовить Порядок и заложить в него экологически обоснованные принципы и критерии, не дать забюрократизировать и затягивать рассмотрение проектных заявок.

В том же разделе МПР поручена организация и ведение Реестра единиц (квот) Киотского протокола, то есть ведение базы данных собственников квот, их передачи, покупки и продажи.

Четвертый раздел посвящен международной деятельности и переговорному процессу по следующему международному соглашению (Киотский протокол действует только до конца 2012 г.), за что будут отвечать Росгидромет, МИД и другие заинтересованные ведомства.

В целом План безусловно является принципиально важным практическим шагом, но в нем могут скрываться и серьезные «подводные камни». Например, вопросы торговли квотами в плане прямо не прописаны, что затягивает их решение и оставляет место для произвольной трактовки вариантов. Российские официальные лица, в частности, представитель Президента по данной проблеме Александр Бедрицкий неоднократно подчеркивали, что Россия не намерена как можно быстрее и «по дешевке» распродать квоты. Теперь важно закрепить это намерение в плане и нормативных документах.

Другая проблема – затяжка с выработкой стратегической и долгосрочной позиции России по парниковым газам. Соответствующие переговоры было бы логично поручить экономическому, а не метеорологическому ведомству, да и сам прогноз до 2020 г. Минэкономразвития собирается делать очень долго - 2,5 года. Еще один вопрос, по силам ли Росгидромету сделать учет выбросов, отвечающий международным стандартам. Вероятно, тут не обойтись без усилий всех ведомств, а также международной технической помощи.

Отрадно, что действия Правительства находят отклик в регионах, которые всерьез задумываются о практическом участии в Киотском протоколе. В частности в Архангельской области только что создан Совет по вопросам изменения климата и контролю за выбросами парниковых газов. В Амурской области принят закон «О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области». Все это конкретные шаги, наглядно показывающие, что в России есть немало людей желающих с пользой реализовать Киотский протокол и знающих как это сделать.

© WWF-Canon / Adam OSWELL
Помогите природе прямо сейчас!