Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Госпрограмма по развитию лесного хозяйства России должна стать инструментом реализации лесной политики

14 августа 2014
WWF рекомендовал внести в госпрограмму ряд изменений, связанных с обеспечением перехода к интенсивному устойчивому лесному хозяйству, участия населения в лесоуправлении и созданию национального лесного наследия.

13 августа состоялось очередное заседание Общественного совета, созданного при Федеральном агентстве лесного хозяйства и действующего в рамках работы Открытого правительства. 

Основным вопросом обсуждения стала корректировка государственной программы  развития лесного хозяйства России на период до 2020 года. Как отметил в своем выступлении директор по природоохранной политике WWF России, д. г. н., сопредседатель Общественного совета Евгений Шварц, госпрограмма должна соответствовать  «Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года», разработанным с участием WWF и других общественных организаций, бизнеса, ученых и экспертов и принятым в сентябре 2013 г.  Как сказано в тексте политики, именно этот документ служит основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативно-правовой базы, программ и планов развития лесного сектора. Однако в настоящее время между госпрограммой и политикой существуют серьезные противоречия.

Одним из основных постулатов лесной политики является переход от экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на рубку все новых массивов и негативно сказывающейся на состоянии российских лесов, к интенсивной. Тем не менее, в политике и госпрограмме само понятие интенсификации трактуется по-разному. Так, госпрограмма говорит об интенсификации как об усилении использования лесов через освоение ранее недоступных территорий. По мнению же WWF, интенсивное лесное хозяйство подразумевает повышение продуктивности уже освоенных и экономически доступных лесов.

«Несмотря на декларацию в лесной политике перехода на интенсивную модель, де-факто госпрограмма ориентирована на сохранение советской  экстенсивной модели, которая уже привела к деградации эксплуатационных лесов и кризису в лесной отрасли, - подчеркнул  Е. Шварц. - Крайне важно исключить неверное представление об интенсификации, заложенное сейчас в Программе, переориентировав ее на использование вторичных лесов старо-освоенных территорий».

Эксперты WWF также обратили внимание Совета на то, что в тексте госпрограммы полностью отсутствуют некоторые значимые для лесного сектора положения, прописанные в лесной политике, например, такие как обеспечение открытости информации о лесах и деятельности органов власти по управлению ими, участия населения в принятии решений в сфере лесопользования, сохранение экологических функций лесов и биологического разнообразия. Была подчеркнута принципиальная необходимость разделения показателей эффективности реализации госпрограммы по лесам, находящимся в аренде с целью заготовки древесины и не арендованным лесам, а также введения в госпрограмму показателей, которые бы позволяли оценить степень развития интенсивного лесного хозяйства, например, годичный объем заготовки древесины с единицы площади в арендованных лесах.   

Отдельной темой обсуждения на заседании Совета стал вопрос о формировании национального лесного наследия - фонда лесов, не подлежащих промышленному освоению. Положение о создании национального наследия уникальных лесов было включено в лесную политику по инициативе WWF России. Теперь пришло время обсудить, как воплотить постулаты «лесной конституции» в жизнь. 

«Основой для формирования лесного наследия должны статькрупные территории, не подвергавшиеся значимому воздействию хозяйственной деятельности человека, и значимые для сохранения биоразнообразия и предотвращения климатических изменений на глобальном либо национальном уровне, - отметил координатор WWF России по лесам высокой природоохранной ценности Константин Кобяков. – Примерами таких территорий могут стать массив площадью 1 млн га в междуречье Северной Двины и Пинеги - один из последних сохранившихся крупных участков европейских среднетаежных лесов, а также кедрово-широколиственные леса в долине реки Бикин». 

Общественный совет поручил WWF и другим общественным организациям, входящим в его состав, разработать предложения по критериям отбора лесных участков, которые будут входить состав национального лесного наследия, лесохозяйственному режиму этих участков и предложить примерный перечень таких территорий. Вопрос запланировано рассмотреть повторно на одном из ближайших заседаний совета.

 

© WWF России / Юлия Калиничева
Помогите природе прямо сейчас!