Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Госдума поддержала предложения WWF по реформированию отрасли недревесного лесопользования

20 ноября 2017
16 ноября 2017 года в Государственной думе прошли парламентские слушания «10 лет Лесному кодексу Российской Федерации. Итоги, проблемы, перспективы». Одна из важных тем, которой коснулось обсуждение, — правовое регулирование заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

Заготовка пищевых и недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений представляет собой целую отрасль побочного лесопользования, которую часто называют недревесным лесопользованием. В этой сфере в таежных регионах России трудоустроены сотни тысяч людей. Зачастую в таежных деревнях это один из немногих источников заработка, поэтому социальный аспект данного вида лесопользования крайне важен и обсуждается на федеральном уровне.

WWF России и эксперты из некоммерческого партнерства «Союз переработчиков дикоросов» уже неоднократно обращали внимание федеральных и региональных властей на несовершенства законодательной базы в этой сфере, которые приводят к возникновению экологических, социальных и экономических проблем. Похожие слушания проходили в Государственной думе РФ в апреле 2016 года. Тогда были выработаны основные предложения, которые, к сожалению, предыдущий созыв Госдумы не успел воплотить в жизнь.

Сегодня сложилась непростая ситуация с заготовкой кедрового ореха. Все чаще происходит столкновение «диких» бригад — борьба за лучшие участки кедровых лесов  идет как между самими бригадами, так и с местным населением. В основном и те, и другие изымают этот лесной ресурс на основании существующего права на заготовку для обеспечения собственных нужд граждан. Таким образом, денежные средства от данной деятельности не перечисляются ни в федеральный, ни в региональный бюджет, а в «борьбе собственных нужд» преследуется лишь чистый коммерческий интерес. В итоге заготовка кедрового ореха ведется в промышленных объемах, и при этом она законодательно не ограничена.

С другой стороны, при такой системе легальные заготовители — арендаторы лесного фонда по кедровому ореху, взявшие на себя огромные обязательства по лесному участку, — ограничены в правах нормами, зафиксированными в проекте освоения лесов и в договоре аренды. Они не имеют права не пускать такие «дикие» бригады к себе на участок. У лесников нет оснований выгнать «предпринимателей» из леса, так как Лесным кодексом не определены нормы заготовки таких ресурсов для собственных нужд, а полномочия по установлению этих норм не переданы субъектам РФ. 

(с) Frank Moerschel, WWF России
(с) Василий Федорченко, WWF России
(с) Иван Егорчев, WWF России
(с) Павел Фоменко, WWF России
(с) Иван Егорчев, WWF России

WWF России считает, что в связи со сложившей ситуацией в качестве первоочередных мер необходимо:

  • установить четкий срок заготовки кедрового ореха с 15 сентября по 31 декабря;
  • передать права по нормированию его заготовки для собственных нужд на уровень субъектов и установить запрет на их отчуждение в пользу третьих лиц;
  • создать в Приморском крае рабочую группу для формирования конечных предложений;
  • инициировать на федеральном уровне разработку законодательных актов, необходимых для регулирования сферы недревесного лесопользования.

К сожалению, в нынешней ситуации сфера недревесного лесопользования не развивается на должном уровне. По факту получаемый на основании «собственных нужд» граждан товар в виде тысяч тонн кедрового ореха уходит в Китай, и его оборот превышает показатели других сфер региональной экономики (по оценкам за урожайный 2014 год, общий оборот ореха в Приморском крае составил около 4,5 млрд руб.). В результате при обороте и экспорте кедрового ореха обогащаются лишь коррупционные, теневые структуры, и происходит это за счет денег, которые могли бы пополнить региональные бюджеты.

«Необходимо выстроить систему взаимоотношений в сфере пищевых лесных ресурсов, и в частности заготовки кедрового ореха, с учетом экономических, социальных и экологических нюансов и с соблюдением интересов всех сторон: общества, крупного и мелкого бизнеса, природоохранных организаций, — комментирует Евгений Лепешкин, координатор проектов Амурского филиала WWF России. — На наш взгляд, решить проблему помогут только легко выдаваемые краткосрочные права на заготовку и дальнейшую реализацию дикоросов, а также возврат платежей за них на нужды лесного хозяйства. Эти меры могут создать подходящие легальные условия для нынешнего теневого бизнеса и одновременно с этим наладить лесоуправление на данных территориях. Упрощение механизма арендных отношений и нормирование собственных нужд на уровне регионов должно гармонично дополнить всю схему правоотношений в лесу. Обновленная система обеспечит доступ в лес для тех, кто действительно хочет заниматься предпринимательством на легальной основе, она также будет препятствовать реализации теневых схем экспорта и поможет направить платежи на нужды леса».

Важно, что предложения WWF России и «Союза переработчиков дикоросов» в ходе парламентских слушаний получили положительную оценку со стороны депутатов и присутствующих экспертов. Важно понимать, что решить возникающие в этой сфере проблемы через внедрение жестких запретительных мер невозможно, потому что в данном случае лес исторически воспринимается местным населением в качестве собственных владений и используется как «лесной огород». Необходимо деликатно учитывать мнение и права граждан страны, в том числе местного населения, привлекать его к диалогу в качестве союзника в деле развития комплексного лесопользования, которое должно вестись без ущерба для леса и во благо местных и региональных бюджетов.

WWF России выражает надежду на то, что совместная работа Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) и экспертного сообщества поможет решить обозначенные проблемы уже в ближайшем году.

Фотография в заголовке — (с) WWF России, Иван Егорчев; фотография в анонсе — (с) WWF России, Frank Moerschel  


Рекомендации по регулированию сферы недревесного лесопользования

Для дополнительной информации
Пресс-секретарь Амурского филиала WWF России
Ведущий координатор проектов отдела по устойчивому лесопользованию Амурского филиала
Помогите природе прямо сейчас!