Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Российское законодательство «позеленело», но недостаточно

05 июля 2016
На минувших выходных Президент подписал закон, ставящий под угрозу неприкосновенность заповедных территорий. Тем временем WWF России подвел и другие экологические итоги пятилетней работы Госдумы 6 созыва.

За 5 лет работы Госдумы шестого созыва был принят целый ряд законов, содействующих совершенствованию правовой охраны окружающей среды и рационального природопользования. Из отчета о работе Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии следует, что за этот период Комитет завершил работу над 259 законопроектами. Из них 45 приняты и подписаны президентом РФ, и еще 7 приняты Госдумой, но на момент составления отчета не дошли до стадии подписания руководителем страны. Также ряд законов, относящихся к охране окружающей среды, подготовлен другими комитетами Госдумы.

WWF России выделил среди них наиболее важные законы, которые будут иметь серьезное влияние на дело охраны российской природы:

Поправка в Уголовный кодекс (150-ФЗ от 2.07.2013), ужесточающая ответственность за незаконную добычу и оборот, включая хранение, перевозку и продажу, диких животных, «в том числе амурских тигров, леопардов и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных». Теперь, независимо от стоимости и объема, контрабандист, пойманный с частями тигра или другого особо ценного животного, будет нести уголовное наказание. На сегодняшний день уже есть ряд случаев успешного применения этого закона.

Так называемый Закон о защите морей от нефтяного загрязнения (287-ФЗ от 30.12.2012) учитывает многие моменты, важные с точки зрения экологов, в частности, расширены обязанности эксплуатирующей организации по предотвращению загрязнения морей нефтью. В новой версии закона устанавливается принцип обязательного полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного в случае разлива нефти, включая и водные биологические ресурсы. При этом указывается, что владелец лицензии также несет ответственность в таких случаях, даже если загрязнение произошло по вине его подрядчика. Закон также предусматривает возможность привлечения добровольцев для ликвидации разливов нефти и их последствий на суше.

  • Особо опасные объекты будут вновь проходить государственную экологическую экспертизу

Закон о наилучших доступных технологиях (НДТ) (№219-ФЗ от 21.07.2014) предусматривает поэтапный переход производств (в первую очередь, наиболее опасных для окружающей среды) на использование НДТ – подход, принятый во всех развитых странах. С 2021 года объекты, отнесенные к первой категории, т.е. оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, должны использовать новейшие технологии, обеспечивающие минимальные выбросы в воздух, воду и оставляющие минимум отходов. Важным положением закона является возвращение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) для объектов, особо опасных для окружающей среды, с 2018 года. Сама процедура ГЭЭ требует дальнейшего совершенствования, и WWF надеется, что к 2018 году эта проблема будет решена.

  • Заложены законодательные основы для раздельной утилизации отходов

Внесены изменения в закон об отходах (458-ФЗ от 29.12.2014), которые содержат меры по внедрению «расширенной ответственности производителя». Так, производителям товаров в упаковке будет предоставлено право выбора: наладить систему приема и переработки бутылок, коробок, пластика, алюминиевых банок и других фракций или уплатить утилизационный сбор (экологический взнос). Кроме того, предлагается внести изменения в Жилищный кодекс, которые позволят жильцам выбирать между вывозом смешанного мусора и раздельным сбором, причем последний, по некоторым оценкам, будет выгоднее для жителей. Однако, в основном раздельный сбор мусора пока остается лишь на бумаге, и централизованная система до сих пор отсутствует.

Дополнения в Лесной Кодекс (415-ФЗ от 28.12.2013) были разработаны с целью борьбы с незаконными рубками. На основе этих изменений впервые в России создана электронная и общедоступная система централизованного учета заготовленной древесины, установлен порядок ее транспортировки и учета сделок. К сожалению, в текущем виде система способна выявлять лишь часть от общего объема незаконных рубок. Нужно обеспечить разделение заготовленной древесины на деловую и дровяную, что позволит избежать махинаций, в частности, при рубках ухода и санитарных рубках. Кроме того, необходимо дальше развивать информатизацию лесного планирования и хозяйства, шире применять системы дистанционного мониторинга легальности лесопользования, такие как система «Кедр», и укреплять наземную лесную охрану. Это особо актуально, так как нынешнее кадровое обеспечение наземной лесной охраны и ее техническая оснащенность слишком далеки от необходимого уровня.

Закон о запрете дрифтерного промысла (№208-ФЗ от 29.06.2015) вводит запрет на добычу тихоокеанских лососей дрифтерными (плавучими) сетями в исключительной экономической зоне РФ. Экологи и рыбаки, ведущие береговой промысел на Камчатке, на протяжении многих лет добивались этого изменения. Такой вид рыболовства сопровождался серьезными экологическими нарушениями – гибелью морских птиц и млекопитающих, а такж выбросом за борт менее ценных рыб, и был недаром назван «стенами смерти». Запрет дрифтерного лова (с 2016 года) позволит ежегодно избегать гибели в сетях около 200 тысяч морских птиц, в том числе редких и исчезающих видов (например, белоспинного альбатроса), и около 3 тыс. морских млекопитающих.

Неоднозначные поправки в закон об ООПТ (№406-ФЗ от 28.12.2013), с одной стороны, учитывают многие из предложений экологов и решают ряд вопросов правового регулирования деятельности и финансирования ООПТ. В то же время закон содержит ряд положений, вызывающих возражения и опасения природоохранников. Прежде всего, это закрепленная возможность преобразования заповедников в национальные парки, то есть значительного понижения статуса их охраны. Для многих заповедников, особенно расположенных в густонаселенных или рекреационно привлекательных районах (таких, как Кавказ или Южный Урал), изменение режима может привести к деградации уникальных природных комплексов. После активных выступлений экологов и обращения российских граждан для исправления этих недостатков в первом чтении принят законопроект № 826412-6но дальнейшее прохождение законопроекта затормозилось.

Кроме того, в последний день работы Госдумы 6 созыва в Закон об ООПТ была принята поправка, создающая угрозу для всей заповедной системы. Поправки позволят «вырезать» из заповедников участки под предлогом создания т.н. биосферных полигонов. На этих территориях будет возможно размещение рекреационных капитальных сооружений и строительство туристической инфраструктуры. Впервые с 1960-х гг. становится возможным уменьшать площадь заповедников, строить гостиницы и горнолыжные курорты на их территории, прокладывать дороги, а значит уничтожать наиболее ценные экосистемы и природные объекты.

Многое еще предстоит сделать

«На данный момент в сфере экологического законодательства остается целый ряд серьезных проблем, требующих решения», – говорит Екатерина Хмелева, координатор программы WWF по экологическому законодательству. По ее словам, из-за затяжного процесса межведомственного согласования так не дошел до Государственной думы уже давно разработанный законопроект о Защитных лесах. Несмотря на многолетние усилия экологов, до сих пор не принят важнейший законопроект о совершенствовании государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и закреплении в законодательстве стратегической экологической оценки.

«Кроме того, нуждается в совершенствовании Водный кодекс, законодательство о животном мире, необходимо корректировать экономические механизмы охраны окружающей среды (в т.ч. путем создания экологических фондов) и др., - говорит Хмелева. - Мы очень надеемся, что следующий созыв Государственной думы сможет доработать все незавершенные законопроекты и обеспечит российской природе необходимую защиту на законодательном уровне».

© Дмитрий Сычиков / WWF России
Для дополнительной информации
Директор программы "Регулирование охраны окружающей среды"
Помогите природе прямо сейчас!