Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Японцы просят Путина защитить природу Приморского края России

16 июня 2006
WWF Японии и две другие японские неправительственные организации отправили петицию В.В. Путину с просьбой не строить терминал нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий Океан" в бухте Перевозная. Уже начался сбор подписей граждан Японии в поддержку петиции.

Тринадцатого июня WWF Японии, японское представительство организации «Друзья Земли» и Общество охраны дикой природы Японии отправили письмо Президенту России Владимиру Путину с просьбой выбрать экологически безопасный маршрут для нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» длиной в 4200 км. В письме говорится о том, как важно изменить местоположение последнего 50-километрового сегмента трубопровода, который находится рядом с терминалом. Три независимые организации Японии также начали собирать подписи граждан Японии, которые выступают за изменение маршрута нефтепровода.

Строительство терминала планируется начать в этом году в бухте Перевозная Приморского края. Если запланированный маршрут трубопровода не будет изменен, в опасности окажется дальневосточный леопард, находящийся под угрозой полного исчезновения (в дикой природе осталось всего 30 особей этого хищника), а также другие редкие виды региона. Кроме того, терминал в Перевозной будет иметь негативные последствия для двух биосферных резерватов ЮНЕСКО – старейшего российского заповедника «Кедровая падь» и единственного морского заповедника России – Дальневосточного морского заповедника. НПО Японии высказались за альтернативный терминал, который был бы менее опасен для экологии и в то же время более выгоден с экономической точки зрения.

Нефтепровод простирается от города Тайшет в Сибири до Японского моря. Это крупнейший в российской истории строительный проект: длина трубопропода достигнет 4200 километров, а проект будет стоить, по оценкам экспертов, 11,5 – 15 миллиардов долларов США. Нефть с терминала будет поставляться в Японию, Китай, Корею и США. Этот проект особенно важен для правительства Японии, так как он снизит потребление Японией ближневосточной нефти на 10-50 миллионов тонн ежегодно.

Строительство последнего 50-километрового сегмента трубопровода и его терминала будет иметь серьезные экологические последствия. В Приморском крае обитают дальневосточные леопарды и 31% редких наземных видов России, которых нет больше нигде в мире. Приток рабочей силы – тысяч людей, которые будут заниматься строительством, управлением и поддержанием терминала и нефтепровода - может привести к росту нелегальных рубок, браконьерства и лесных пожаров.

Дальневосточный морской заповедник играет большую роль в сохранении биоразнообразия в мире: здесь обитает 390 видов птиц (в том числе 28 видов, занесенных в международную и российскую Красные книги), 170 видов рыб, 300 видов медуз (семь из которых занесены в Красную книгу России). Оценка влияния проекта на окружающую среду, сделанная как учеными, так и экологическими организациями, в том числе WWF России, свидетельствует о том, что риск разлива нефти при строительстве терминала в Перевозной в 17 раз выше, чем при строительстве терминала в другой точке. Разлив нефти опасен для экологии региона, а также может нанести серьезный ущерб рыбной ловле и туризму.

Понятно, что Япония является потенциальным потребителем нефти «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и ее жители не хотят участвовать в уничтожении природы Приморского края. В свете успешного решения «Байкальской» проблемы, опасность размещения терминала в бухте Перевозной замалчивается и международное внимание к экологическим рискам размещения нефтяного терминала очень своевременно и актуально.

Высокопоставленные чиновники, местные жители, Всемирный союз охраны природы, ЮНЕСКО, уважаемые экологические организации в России и за рубежом, специалисты, в том числе ученые всемирно известной Российской академии наук, выразили беспокойство по поводу последствий строительства терминала в бухте Перевозной и конечного участка нефтепровода для окружающей среды. Все они выступают на перенесение терминала в другое место. Учитывая все ожидаемые последствия планируемого маршрута для окружающей среды, маловероятно, что проект соответствует экологическим требованиям, которые необходимо соблюсти для получения инвестиций в строительство, например, «Руководство по проведению экологической и социальной оценки проектов» Японского банка международного сотрудничества или «Экваториальные принципы», которые были приняты более чем 40 банками по всему миру.

На встрече с Директором WWF России Игорем Честиным 4 ноября 2005 года В.В. Путин подчеркнул, что строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» очень важно для страны. Но Путин также сказал, что он не возражает против изменения местоположения терминала. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр природных ресурсов Юрий Трутнев и министр транспорта Игорь Левитин 18 сентября 2005 года сделали совместное заявление о целесообразности перемещения терминала из нетронутой бухты Перевозная в другое место, например, ближе к Находке.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) генерал Константин Пуликовский также утвердил отрицательное заключение государственной экспертизы по терминалу в Перевозной.

По первоначальному проекту часть западного конца трубопровода должна была проходить всего в 800 метрах от Байкала – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и самого глубокого пресноводного озера в мире. Тем не менее, в апреле этого года Путин принял решение отдалить нефтепровод на 400 км от озера.

В своей петиции НПО Японии обращаются к В.В. Путину с просьбой принять аналогичное решение в случае с терминалом - также изменить маршрут на более экологически и экономически целесообразный. Сбор подписей граждан Японии нацелен на то, чтобы подчеркнуть необходимость существования личной ответственности за такие масштабные строительные проекты.

Бухта Перевозная зимой
© WWF России / Константин Згуровский
© WWF России
Холодная вода согревается в солнечных коллекторах на крыше здания и поступает в водопроводную сеть.
Геотермальный контур, расположенный под землей, позволяет охлаждать дом летом и согревать зимой.
Игорь Честин
© WWF России
Алексей Яблоков
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!