Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

В Приморье «дыра» в региональном законе ведет к потере контроля за учетом заготовленной древесины

25 марта 2015
WWF России констатирует: в Приморском крае отмена декларации об обороте древесины лишила правоохранителей и лесников действенного инструмента борьбы с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины.

Незаконные рубки ценных пород, достигшие в Приморье критических масштабов и ведущие к уничтожению уссурийской тайги, вынуждают краевую власть искать механизмы решения этой проблемы. 19 декабря 2013 года был принят региональный закон №332-КЗ «О регулировании отношений в сфере оборота древесины на территории Приморского края», который, как предполагалось, поможет навести порядок в лесной сфере и вычеркнуть Приморье из списка лидеров по незаконным рубкам в ДФО и в России.

Еще на этапе разработки этот законопроект, в обсуждении которого принимали участие и специалисты Амурского филиала WWF России, вызвал немало дискуссий. Самые большие возражения лесозаготовителей были направлены, в частности, против декларации об обороте древесины. По замыслу разработчиков, она должна была стать инструментом борьбы с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины. Как подлежащий хранению документ строгой отчетности, отражающий сведения о лесозаготовителе, месте происхождения древесины, ее качественных, количественных характеристиках, такая декларация позволяет вести доскональный учет заготовленного кругляка и является основанием для функционирования информационной системы оборота древесины в крае.

Но фактически этот инструмент так и не заработал в Приморье. Более того, спустя полгода после принятия закона, 28.07.2014 г. на заседании комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморья, сразу в трех чтениях депутаты проголосовали за отмену декларации об обороте древесины и заменили ее на сопроводительный документ на транспортировку древесины. Спустя неделю оперативно принятые поправки были подписаны губернатором. Но была ли необходимость таких поправок?

Формальным предлогом для их принятия стало приведение краевого законодательства в соответствие с принятым 28 декабря 2013 года Федеральным законом Российской Федерации от №415 – ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – 415-ФЗ), в частности, с введением с 1 июля 2014 года на территории РФ сопроводительного документа на транспортировку древесины.

Между тем, 25.07.2014 года, буквально за три дня до решения приморских парламентариев, во Владивостоке было проведено выездное совещание Рослесхоза по вопросам реализации положений Федерального закона №415-ФЗ, на котором Александр Мариев, руководитель постоянно действующей Рабочей группы по 415-ФЗ, выразил мнение о том, что не видит необходимости Субъектам РФ отменять нормы действующего законодательства в сфере оборота древесины. Он сообщил, что пока ни один из 11 субъектов РФ не изменил свое региональное законодательство из-за вступления в законную силу некоторых положений 415-ФЗ и отметил отсутствие противоречий между краевым Законом №332-КЗ и Федеральным по учету древесины. Как пояснил А.Н. Мариев, Рослесхоз анализирует правоприменительную практику региональных законов в сфере оборота древесины и готов внедрять наиболее эффективную из них при реализации 415-ФЗ.

Негативные последствия «беззубого» закона в Приморье подтвердила проверка Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры по соблюдению действующего законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины. С привлечением специалистов контролирующих органов и сотрудников Амурского филиала WWF России в конце февраля 2015 года была проверена деятельность 15 пунктов приема древесины в Яковлевском, Анучинском районах и Арсеньевском городском округе.

Как сообщает прокуратура Приморского края, было выявлено более 160 нарушений действующего законодательства, среди которых – факты хранения на 5-ти пунктах приема древесины Анучинского района сортиментов свежеспиленных деревьев породы кедр корейский, запрещенных к заготовке, предварительный ущерб лесному фонду составил порядка 130 тыс. рублей.

«Мы убедились, что некоторые владельцы пунктов хранения и перевалки древесины не знают или, скорее всего, не хотят знать о запрете заготовки древесины породы Кедр корейский, а некоторые откровенно не ведут учет хранящейся древесины, ссылаясь на то, что тысячи кубов на их площадках, принадлежат другим лицам. Так, на одном из пунктов приема древесины, например, отсутствовали документы учета на дуб, ясень и липу объемом порядка 3000 кубических метров! - комментирует координатор проектов Амурского филиала WWF России по борьбе с незаконным лесопользованием Анатолий Кабанец. - Как мы и предполагали, исключив из Закона Приморского края статью 7«Декларация об обороте древесины», чиновники выхолостили закон, так как реального учета древесины, находящейся на пункте хранения, без декларации об обороте древесины произвести практически невозможно. Уполномоченный орган в сфере лесных отношений, Департамент лесного хозяйства, более чем за полгода, прошедших после принятия поправок, не внес изменений в порядок учета. Данное положение дел можно отчасти объяснить частой сменой руководителей - за те два года, пока закон разрабатывался и принимался, сменилось три руководителя Департамента лесного хозяйства Приморского края, и им, возможно, просто было не до того».

Эксперты WWF России, проанализировав нынешнюю редакцию закона Приморского края №332-КЗ при действующем федеральном законе №415-ФЗ, пришли к следующим выводам. Сопроводительный документ на транспортировку древесины (в отличие от декларации об обороте древесины) не является документом строгой отчетности. В нем отсутствуют сведения о разрешительных документах, что не позволяет установить законность происхождения перевозимой древесины. Кроме этого, нынешняя редакция закона №332-КЗ не устанавливает учет и хранение сопроводительного документа (так же, как это не установлено 415-ФЗ), что позволяет манипулировать данными объемов древесины на пунктах приема.

«Очевидно, что при таких правовых условиях сопроводительный документ не может заменить декларацию об обороте древесины. Стоит отметить, что в сопроводительном документе нет разделения на деловую и дровяную древесину, что может служить мотивом для заготовки древесины, представляющей наибольшую коммерческую ценность, сверх разрешенных объемов, - комментирует Андрей Сычиков, координатор лесных проектов Амурского филиала WWF России. - Во время проверки мы уже столкнулись с тем, что на одном из пунктов вообще не учитывали принятую древесину, и делали это, руководствуясь законом, а точнее, «дырой» в законе, которая с лета 2014 года образовалась из-за отмены декларации об обороте. В результате недобросовестные лесозаготовители и скупщики используют «законные» возможности бесконтрольно заготавливать и скупать древесину, «уходить в тень», скрывая реальные объемы».

О негативных последствиях принятых поправок в региональный Закон №332-КЗ WWF России предупреждал еще в августе 2014 года в официальном обращении к губернатору Приморского края. Парадокс заключается в том, что сами законодатели лишили краевой закон реального инструмента борьбы с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины. Таким образом, задачи, которые ставились перед региональным законом, не реализованы, и вор-лес продолжает работать по старой схеме. Как говорят в таких случаях – гора родила мышь…

415-ФЗ полностью вступит в силу лишь с января 2016 года, а его правоприменительная практика будет еще анализироваться ни один год. Для того чтобы не потерять контроль за учетом заготовленной древесины в Приморье, WWF России считает необходимым вернуть отмененную декларацию об обороте древесины в региональный закон.

Запрещенный в 2010 году к заготовке Кедр корейский - на пункте приема древесины в Яковлевском районе Приморья. Февраль 2015
© Анатолий Кабанец / WWF России
Комиссия Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры во главе с зам. прокурора проверяет пункт приема в селе Анучино
© Андрей Сычиков / WWF России
Лесной урожай-2015, Чугуевский район Приморья
© Анатолий Кабанец / WWF России
Вместо меда - бревна... Андрей Сычиков, WWF России, у штабеля липы и дуба. Февраль 2015
© Анатолий Кабанец / WWF России
Штабеля кругляка делового дуба в Анучинском районе Приморья
© Андрей Сычиков / WWF России
Цена делового дуба составляет от 300 и выше долларов за 1 кубометр. Так что в этом штабеле лежат миллионы
© Анатолий Кабанец / WWF России
В одном лесовозе-трехпапечнике помещается древесины делового дуба более чем на 800 000 рублей. А если сортимент выше по качеству, то даже тягач с прицепом оценивается в 900 000 рублей
© Андрей Сычиков / WWF России
Как показала проверка прокуратуры в Приморье, горы делового кругляка ценных пород древесины оказались без документов учета
© Андрей Сычиков / WWF России
Помогите природе прямо сейчас!