Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Утерянный груз...

07 августа 2003
Смертоносный контейнер грозит экологической катастрофой Командорским островам

Контейнер был отправлен из порта Елизавета в феврале и утерян у берегов Кореи в начале марта. Согласно сопроводительным документам, контейнер принадлежит американской компании Дюпон, которая производит полимерные продукты. Контейнер имеет форму цистерны и содержит около 20 тонн тетраэтилен гликоль дихентанона, компоненты которого содержат кожный раздражитель. В случае разлива ядовитое вещество нанесет непоправимый ущерб колонии морских котиков и прибрежным морским биоресурсам Командор.

Командоры только что получили сертификат биосферного заповедника ЮНЕСКО. Всемирный фонд дикой природы (WWF) постоянно работает там над совершенствованием охраны и управления заповедником и в этой связи выражает крайнее беспокойство сложившейся ситуацией. К сожалению, местные специалисты, которые сейчас самоотверженно работают над устранением угрозы, не имеют достаточных сил и средств для устранения подобных ситуаций.

Островные и морские заповедники и заказники - ценнейшее достояние России - сейчас брошены на произвол судьбы. WWF считает, что сложившаяся ситуация недопустима и государство должно выделять специальные средства на обеспечение и отработку взаимодествия различных ведомств (МПР, Госкомрыболовства, ФПС, МЧС) по охране удаленных заповедных побережий и морских пространств, таких как Командоры, заповедник «Остров Врангеля», зоны охраны морских млекопитающих на Курилах, Большой Арктический заповедник, федеральный заказник «Земля Франца-Иосифа».

Для того, чтобы избежать экологического бедствия (при первом же шторме емкость будет разбита о камни), было принято решение во время прилива при помощи самоходной баржи сдернуть емкость с мелководья и отбуксировать в село Никольское.

Представитель от Дюпон заключил договор с Алеутским рыбокомбинатом о снятии и транспортировке цистерны. Контейнер попытались стащить в море, но попытки пока были безуспешны. WWF надеется, что операция все-таки закончится успешно, природа Командор не пострадает, контейнер будет возвращен владельцу, а владелец оплатит расходы по проведению спасательной операции.

WWF обращает внимание на то, насколько незащищенной оказываются природа (и зависящее от нее население) таких уникальных и крайне удаленных мест. Спецморинспекция - подразделение Министерства природных ресурсов, ответственное за сохранение морской среды, не имеет средств, чтобы добраться до островов, обеспечить экологическую безопасность операции, а в случае разлива правильно подсчитать ущерб. Неясна правовая ситуация - если контейнер будет поврежден при попытке удаления его с пляжа, будет ли компания - владелец груза нести ответственность. Есть опасения, что опытные юристы фирмы Дюпон составили контракт с российскими исполнителями спасательных работ таким образом, что смогут переложить с себя, по крайней мере, часть ответственности в случае неудачи операции.

Этот случай наглядно показывает, насколько опасным может быть загрязнение с судов, даже если это происшествие не масштаба катастрофы танкера «Престиж». Именно поэтому Международная организация мореплавания выработала специальный механизм защиты морской среды - создание в международных водах особо уязвимых морских районов. Там вводятся специальные требования к судоходству, которые обязаны выполнять все страны - члены этой организации. К сожалению, российская сторона не поддержала этим летом введение первого такого района у берегов России на Балтике.

© WWF России / Юлия Калиничева
Наклейка-талисман «Тигр удачи». Приносит удачу сторонникам WWF.
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!