Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Уроки «Престижа»

09 марта 2005
Готов ли Баренцевоморский регион не только возить нефть, но и ликвидировать последствия аварий?

4 марта 2005 г. в Мурманске прошел российско-норвежский семинар «Реагирование на аварийные разливы нефти в море», на котором Баренцевоморский проектный офис WWF России представил доклад об экологических рисках, возможных при транспортировке и добычи углеводородного сырья в экорегионе Баренцева моря.

Основной темой семинара был вопрос готовности аварийных служб к ликвидации последствий аварийных разливов нефти. В рамках семинара участвующие в нем предприятия и организации делились опытом по осуществлению безопасной эксплуатации объектов нефтеобеспечения.

Быстрый рост морских перевозок углеводородного сырья по Баренцевоморскому региону, дополненный планами разработок месторождений нефти российской Арктики, поменяла приоритеты у факторов, угрожающих экосистеме Баренцева моря. В последнее время на первое место1 выходит транспортировка нефти и сопровождающие ее негативные последствия, одним из которых, и наиболее опасным, могут стать аварийные разливы.

Руководитель Баренцевоморского проектного офиса WWF России Михаил Каленченко в своей презентации рассказал о существующих особо чувствительных зонах Баренцева моря. По его мнению, увеличение объемов нефтеперевозок должно сопровождаться соответствующим повышение стандартов экологической безопасности и готовности средств для ликвидации аварийных разливов нефти (так называемый план ЛАРН).

В своих выступлениях и публикациях WWF России неоднократно упоминал, что Баренцевоморский регион является одним из наиболее сложных для проведения аварийно-спасательных мероприятий. Полярная ночь, штормовая погода, ледовый покров, который в его юго-восточной части сохраняется на протяжении 7-8 месяцев в году, могут сделать невозможным их проведение в открытом море. Каре Йоргенсен, представитель норвежской Ассоциации «Чистое море» в своем докладе показал, что для минимизации возможных негативных последствий тяжелых погодных условий в открытом море любой нефтяной разлив должен быть локализован как можно ближе к источнику загрязнения. Для этого необходимо наличие необходимых средств и сил по ликвидации последствий морских аварий.

Увеличение объемов транспортировки российского углеводородного сырья стал уже вопросом нашего настоящего, а не далекого будущего. По оценкам норвежской стороны, исходя из доклада представителя Береговой Администрации Тура-Кристиана Слетнера, объемы транспортировки российского углеводородного сырья вдоль побережья Норвегии к 2015 году возрастут до 100 тысяч тонн в день (или более 36 млн тонн в год), а в случае строительства Мурманской трубопроводной системы до 300 тысяч тонн в день. Однако существующие планы ЛАРН России рассчитаны на то, что в регионе в 2015 году будет перевозиться 18 млн. т онн нефтепродуктов. Но уже в 2005 году прогнозируемый объем перевозок составит более 22 млн. тонн, что, по мнению Травина Е.И., зам. руководителя Госморспасслужбы России, ведет к необходимости корректировки существующих планов ЛАРН. Тур-Кристиан Слетнер отметил, что подобное развитие ситуации должно привести к увеличению ответственности всех заинтересованных сторон, а так же к разработке планов совместных действий при возникновении аварийных ситуаций.

В заключение семинара его участники высказали мнение, что для ликвидации последствий разливов на побережье очень важно продолжать диалог между общественными природоохранными организациями и нефтегазовыми компаниями, необходимо развивать и поддерживать существующие инфраструктуры по обеспечению аварийно-спасательной готовности в регионе Баренцева моря, и, перенимая опыт западных стран, для проведения аварийно-спасательных мероприятий целесообразно привлечение волонтеров.

Сбиваясь в плотные стаи, особенно в случае опасности, обыкновенные гаги подвергаются опасности нефтяного загрязнения
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!