Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Учет древесины опять на повестке дня

29 июля 2014
25 июля во Владивостоке представители Рослесхоза провели важное для участников лесных отношений Дальнего Востока совещание по реализации Федерального закона об учете древесины.

Этот закон уже у всех на слуху, хотя его полное название № 415 –ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 28.12.2013 года никаких ассоциаций не вызывает. На самом деле данный закон является ключевым нормативно-правовым актом федерального уровня в части учета заготавливаемой и реализуемой древесины.

«Закон, несомненно, разрабатывался с целью борьбы с незаконными рубками. Но постепенно он начал также приобретать признаки отраслевого экономического закона, по сути, создавая впервые системы централизованного учета срубленной древесины, порядок ее транспортировки и учета сделок. Выстраивание же полноценных цепочек - от лесного участка вплоть до таможни в конце, должно дать необходимый учет всего, что происходит с товаром «древесина», - комментирует руководитель постоянно действующей Рабочей группы по 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев.

А. Мариев при этом особо отметил следующее: «Руководящим принципом для Рабочей группы было и остается то, что система учета древесины и сделок с ней должна быть простой в применении. В ней не будет ничего лишнего, ведь Законом установлен контроль над тем минимумом действий компаний, о котором действительно необходимо знать государству по стратегическому для страны ресурсу».

Тем не менее, Закон со всеми его подзаконными актами не является простым документом. Только вступление в силу всех его положений реализуется в течение двух лет. При этом около 20 нормативно-правовых актов в рамках данного закона будет принято на разных уровнях. Поэтому неудивительно, сколько вопросов у дальневосточной аудитории он вызвал на совещании во Владивостоке.

Один из самых волнующих вопросов касался его взаимодействия с краевым законом «О регулировании отношений в сфере оборота древесины на территории Приморского края». Понятно, что лесозаготовители не хотят и не считают целесообразным дублирование одних и тех же функций в двух законах разного уровня. Однако, как отметили представители Рослесхоза, на данный момент не приходится говорить о пересечении этих законов. Ведь федеральный закон не отслеживает непосредственно перемещение древесины, а фиксирует права собственности и их передачу от одного собственника к другому. Закон Приморского края фиксирует учет древесины на так называемых пунктах приема древесины. При этом ключевым моментом здесь является фиксация объемов заготовленной, перевозимой и принятой на пунктах приема древесины в единой форме учета – т.н. декларации об обороте древесины. Таким образом, появляется единообразная форма отчетности, позволяющая проверять объемы древесины на всех этапах, а обязательное включение в реестр пунктов приема древесины позволит контролировать поступление древесины из леса.

«Региональный закон, появившийся благодаря скрупулёзной совместной работе законодателей, общественности, лесного бизнеса, уже был отмечен представителями федеральной и региональной власти как новая основа для декриминализации отрасли, - комментирует руководитель Лесной программы Амурского филиала WWF России Евгений Лепешкин.Еще ни один регион, где были приняты законы для контроля оборота древесины, не отказался от своего «детища». Мы считаем, что в условиях, когда федеральный закон полностью вступит в силу лишь с января 2016 года, а его правоприменительная практика будет еще анализироваться ни один год, закон Приморского края также необходим, особенно при существующих масштабах незаконного лесопользования и стремления и региональной, и федеральной власти решить эту проблему. Краевой закон может уже сейчас демонстрировать иные подходы в борьбе с незаконными рубками и оборотом незаконной древесины. Какой подход окажется наиболее жизнеспособным и результативным, покажет только время».

Напомним, что законодательство в сфере учета древесины со сложностью проходило необходимые согласования. Лишь в апреле 2013 года на заседании Госсовета по лесу проблеме незаконных рубок был вновь придан соответствующий статус. Тогда  в поручениях Президента и появился пункт о введении в действие информационной системы учета заготовки и оборота древесины. Результатом стала доработка и принятие в декабре 2013 года вышеупомянутого федерального закона №415. В настоящее время ведется разработка инструментов реализации Закона об учете древесины, от качества которых, в конечном итоге, и будет зависеть общий успех.

Еще недавно китайские скупщики в массовом порядке покупали незаконно заготовленную древесину. Дальнереченский район Приморья
© Анатолий Кабанец / WWF России
Незаконная рубка ценных пород остается одной из острых проблем на Дальнем Востоке
© Анатолий Кабанец / WWF России
Приморье, вывозка древесины ценных пород
© Анатолий Кабанец / WWF России
Вывозка древесины ценных пород с лесного склада
© Анатолий Кабанец / WWF России
Склад в Дальнереченском районе Приморья: твердолиственные породы отправляют на экспорт в КНР
© Анатолий Кабанец / WWF России
Рубка ухода становится рубкой дохода за счет вырубки ценных пород
© Анатолий Кабанец / WWF России
Помогите природе прямо сейчас!