Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Ученые и мореходы утверждают: альтернативы бухте Перевозная – есть!

03 июня 2005
137 штормовых дней в году в бухте Перевозная перечеркивают возможность строительства здесь нефтеперегрузочного терминала.

Эти и другие факты, подтверждающие  необоснованность выбора Перевозной в качестве конечной точки нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также альтернативные экологически безопасные варианты строительства терминала  были озвучены   учеными и  специалистами-мореплавателями 1 июня во Владивостоке,  на  пресс-конференции в Президиуме ДВО РАН.

Организаторами пресс-конференции «Строительство нефтеналивного терминала в Приморском крае: оценка текущего момента и выбор оптимального места расположения на побережье» выступили ДВО РАН и общественные экологические организации - ДВО WWF России, фонд «Феникс», экологический пресс-клуб «Последняя среда».

Академик РАН Юрий Журавлев, открывая пресс-конференцию, сказал:

- Бухта Перевозная является центром средоточия биоразнообразия Амурского залива. От нее до биосферного заповедника «Кедровая падь» – около 1 км, 14 км - до Дальневосточного морского биосферного заповедника – единственного в России. Побережье Хасанского района является рекреационным местом для всего Приморского края и значительной части населения российского Дальнего Востока. Таким образом наше внимание к терминалу и неприятие того, чтобы местом его размещения была выбрана б.Перевозная вполне понятно и обоснованно: если там произойдет разлив нефти, то мы потеряем залив Петра Великого. Напрашивается вопрос – есть ли альтернативные варианты или их нет?

Восемь альтернативных вариантов размещения на побережье Приморья нефтеперегрузочного терминала представил и сравнил профессор Борис Преображенский, д.г.-м. н., заслуженный эколог России, главный научный сотрудник ТИГ ДВО РАН и сделал вывод:

- Наилучшими перспективами для развития нефтеналивного терминала в Приморском крае обладают бухты Безымянная (Уссурийский залив), Козьмино и Озеро Второе (залив Находка), Ракушка Ольгинский район).

Вот только несколько характеристик, указанных Б.Преображенским, которые показывают преимущества, например, б. Безымянная по сравнению с б. Перевозная:

· Количество штормовых дней в году: Безымянная – 15, Перевозная – 137 дней.

· Количество штормовых дней в году с волной более 3 м: Безымянная – 3-5, Перевозная – 20 дней.

· Возможность использования танкеров дедвейтом 300 000 тонн: Безымянная – круглый год, Перевозная – весь год, но - за исключением периода с января по март.

· Продолжительность ледового периода: Безымянная – береговой припай, плавающие дни, Перевозная – 65 дней в году сплошной лед.

· Открытость ветрам всех направлений: Безымянная – открыта только западным ветрам (4 дня в году), Перевозная - открыта ветрам южных и восточных румбов.

· Необходимость в дноуглублении: Безымянная – без дноуглубления (глубины 35 метров уже в 40 м от уреза воды), Перевозная – необходимость в дноуглублении 200 000 куб.м ( глубины 25 м, мощная толща обводненных илов, мощное подводное движение наносов).

· Расстояние до ж/д дороги: Безымянная – 1,5 км, Перевозная – 1,5 км.

· Экологические последствия в случае разливов нефти, которые неизбежно будут: Безымянная – практически отсутствуют, Перевозная – необратимое повреждение богатейших экосистем моря и суши в южном Приморье, массовая гибель перелетных птиц, государственный биосферный заповедник «Кедровая Падь», государственный биосферный морской заповедник, подрыв местного нерестового стада лососевых и стагнация бухт Нарва, Табунная, Мыс Песчаный, островов Русского, Попова, Рейнеке, Рикорда.

Анатолий Качур, директор регионального Центра мониторинга окружающей среды программы ЮНЕП для региона стран Северо-Западной Пацифики, к.г.н., обратил внимание, что строительство нефтяного терминала в бухте Перевозной влечет за собой международную ответственность России, как участника нескольких международных соглашений:

- В начале 90-х годов ХХ века Россия, подчеркивая уникальность биоразнообразия территории юго-западного Приморья не допустила экономического развития проекта «Туманган – TREDA) на своей территории, препятствовала строительству морского порта в приустьевой части реки Туманная (Туманган) и была инициатором усилий ЮНЕСКО по развитию системы особо охраняемых территорий в районе стыка трех границ - России, КНР и КНДР. Результатом природоохранной деятельности в частности явилось присвоения заповедникам Кедровая Падь и Дальневосточному Морскому статуса биосферных, то есть имеющих глобальное значение, а также создание на территории КНР вдоль границы с Россией обширного Хуньчуньского заповедника. Таким образом, строительство терминала в бухте Перевозная имеет и внешнеполитический аспект. Оно означает, что Россия коренным образом меняет курс развития этой части своей территории и развязывает соседним странам руки в отношении строительства морского порта и развития «грязных» производств. Это, в свою очередь, совместно с терминалом, приведет к окончательной деградации прибрежной акватории.

Сергей Монинец, директор Инстиута защиты моря Морского государственного университета им. Невельского, к.т.н., убедительно, с математическими выкладками, показал, что возможность морских катастроф при использовании бухты Перевозной значительно выше, чем в альтернативных бухтах, указанных профессором Преображенским.

Иван Арзамасцев, к.г.н, сотрудник ТИГ ДВО РАН, участник поездки депутатов Законодательного собрания Приморского края на нефтеналивной терминал в г. Приморск Ленинграднской области, представил отчет о командировке и вывод, что по возможным масштабам и последствиям своего негативного воздействия реализация этого проекта в бухте Перевозная представляется нецелесообразной:

· Службы и система экологической безопасности на проектируемом в б. Перевозная терминале (на примере терминала в г. Приморске) имеют высочайший уровень экологической безопасности. Но:

· В штормовых условиях (волнение более 5 баллов и скорость ветра более 18 м/сек) в бухте Перевозная они будут не эффективны.

· При отсутствии эффективных краевых и федеральных служб ЛАРН вероятные последствия аварий танкеров (посадка на мель, столкновение и т.д.) скорее всего ликвидировать будет невозможно

· Рыбохозяйственная деятельность в Амурском заливе будет свернута

· Вся рекреационная зона южной части залива Петра Великого и особенно Амурского залива будет находится в области повышенной вероятности нефтяного загрязнения

· Потеряют инвестиционную привлекательность многие крупные проекты в этом районе. Здесь теряют смысл строительство моста на о.Русский, организация международных и национальных курортных зон, организация марикультурных технопарков.

Поэтому месторасположение терминала должно быть другим:

· это должна быть закрытая бухта, чтобы можно было локализовать и ликвидировать последствия аварии

· это место должно быть на безопасном удалении от заповедников и курортных зон.

- Главный итог пресс-конференции – ученые и специалисты убедительно показали, что на побережье Приморского края имеются бухты Безымянная и Козьмино, где условия для эксплуатации терминала лучше, чем в бухте Перевозная, экономические условия сопоставимы с районом Перевозной, а экологические и экономические последствия от потерь строительства несоизмеримо меньше, - комментирует Юрий Берсенев, к.г.-м.н., координатор проектов по ООПТ Дальневосточного отделения WWF России

Знаменательно, что в день пресс-конференции СМИ опубликовали стенограмму встречи Владимира Путина с Виктором Христенко, которую накануне показали по телевидению, на которой обсуждалась и реализация проекта строительства нефтепровода »Восточная Сибирь - Тихий Океан". При этом на вопрос Владимира Путина «по поводу нефтепровода Тайшет – Находка», В.Христенко дважды сказал «трубопровод Тайшет – Находка», а затем заговорил о создании «нефтеналивного терминала в бухте Перевозной». Из этого следует, что вопрос, где конкретно на южном побережье Приморского края будет построен терминал, вероятно, не принципиальный для Кремля. Вместе с тем, именно он имеет главное значение для многих жителей Дальнего Востока и принципиален для WWF России.

© Б. Преображенский, ТИГ ДВО РАН
© WWF России
© WWF России Юля Калиничева
Помогите природе прямо сейчас!