Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Третий Всероссийский Съезд по охране природы

17 ноября 2003
- итог трех лет разгрома государственного управления охраной природы и деэкологизации экономики и законодательства России

В соответствии с идеологией «повышения инвестиционной привлекательности экономики России за счет снижения экологических требований и барьеров» 17 мая 2000 года был ликвидирован Госкомэкологии - независимый орган государственного управления в области охраны окружающей среды и созданы условия для деэкологизации российского законодательства и экономики.

Прошедшие с этого момента три с половиной года не только показали несостоятельность идеологии привлечения инвестиций за счет снижения экологических требований, но и привели к развалу системы экологического контроля, к избирательности и ангажированности при проведении экологической экспертизы, полному прекращению создания новых заповедников и национальных парков и многочисленным фактам деэкологизации федерального законодательства.

В условиях разрушения государственного экологического контроля и усиления экономического и политического влияния крупного экологически «грязного» бизнеса оказались блокированными экономические механизмы охраны окружающей среды, а попытки их восстановления наталкиваются на яростное сопротивление ресурсных олигархов.

В результате:

  • Вопреки несогласию более 90% населения было изменено законодательство и разрешен ввоз на переработку и захоронение в России ядерных отходов;
  • Разрушены экономические и финансовые механизмы охраны окружающей среды и компенсации за ее деградацию;
  • Ликвидирована основополагающая законодательная база охраны природы в России. Появилась реальная угроза ликвидации всех 15 тысяч региональных особо охраняемых природных территорий. Вместо создания условий для развития долгосрочной аренды сырьевой базы для лесной промышленности в «Лесной Кодекс» вносятся поправки, позволяющие приватизировать под строительство элитных коттеджей и дач леса «Зеленой зоны» гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а также рекреационные зоны всех крупных городов России;
  • Усилившийся «отрицательный отбор» привел к кадровой деградации остатков государственной системы охраны природы, росту коррупции и ангажированности принимаемых решений;
  • Произошло ослабление внешнеполитических позиций Российской Федерации по многим ключевым вопросам национальной экологической ответственности и репутации государства в качестве ответственного партнера;
  • Впервые с 1988 г. стали расти выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников; образование токсичных отходов, стабилизировавшееся в 1998-1999 г., стало возрастать ускоряющимися темпами; снижение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, наблюдавшееся в 1991-2000 гг., прекратилось с 2001 г.
  • Разрушена система экологического контроля. Число проведенных проверок предприятий и выявленных нарушений в 2002 г. снизилось более чем в пять раз по сравнению с 1999 г. (с 217 до 40 тысяч); число инспекторов неуклонно сокращается, достигнув в 2003 г. рекордного минимума в две тысячи человек (на 17 миллионов квадратных километров территории!). Одновременно была полностью ликвидирована правовая база деятельности всех общественных природоохранных инспекций.
  • Впервые с 50-х годов прошлого века в стране в течение трех лет не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка.

Одновременно была упущена уникальная возможность. Благодаря экономическому росту 1999-2000 годов, высоким ценам на нефть, Правительство России, используя налоговые механизмы и административную реформу, могло обеспечить стратегический переход страны на более экологически благоприятный экономический уровень. Вместо этого была избрана идеология «грязного подъема» экономики и страна, как и в начале 1970-х гг., свернула обратно на экстенсивный путь развития с доминированием сырьевого сектора и зависимости от находящихся вне национального контроля цен на углеводородное сырье.

Несмотря на возражения ведущих экологических и природоохранных общественных организаций России, Министерство природных ресурсов России приняло решение о проведении неподготовленного III Всероссийского съезда по охране природы. В качестве ко-спонсоров его проведения выступают «Норильский никель», дочерняя компания которого добилась прекращения платежей за загрязнение окружающей среды и сэкономила тем самым «Норильскому никелю» миллионы рублей, и компания «ЛУКОЙЛ», также явно не входящая в число лидеров «экологически ответственного» крупного бизнеса России.

Возникает вопрос: зачем же нужен этот «пир во время чумы»? Ответ прост: перед выборами необходимо сделать вид, что «все под контролем». Это явная попытка не допустить плановой административной реформы, которая могла бы восстановить эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и живой природы. В конечном итоге, это попытка не допустить «прозрачности» использования природных ресурсов.

Участники пресс-конференции:

Иван Блоков – директор по кампаниям Гринпис России

Святослав Забелин – со-председатель Социально-Экологического Союза

Алексей Зименко – директор Центра охраны дикой природы

Игорь Честин – директор WWF России

Евгений Шварц – директор по охране природы WWF России

Алексей Яблоков
президент Центра экологической политики России

В рамках пресс-конференции также состоялась презентация книги «Охрана природы России: от Горбачева до Путина». Все участники получили эту книгу в подарок.

© WWF России / П.Герасимова
© WWF России
Вид с косы
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!