Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Сахалин 2 – итоги проверки

02 октября 2006
27-29 сентября состоялась поездка на остров Сахалин, главной задачей которой было ознакомление на месте с ходом реализации нефтегазового проекта Сахалин - 2.

Проект Сахалин-2, для изучения работы  которого и была организована поездка,  осуществляется компанией Сахалин Энерджи, созданной мировыми гигантами Ройял Датч Шелл (55% акций), Митцуи (25% акций) и Митсубиси (20% акций) и зарегистрированной на Багамских островах.

В поездке приняли участие заместитель Росприроднадзора Олег  Митволь, другие сотрудники этого ведомства и Министерства природных ресурсов РФ, большая группа российских и иностранных журналистов и представителей посольств. Из общественных природоохранных организаций в поездке участвовали Всемирный фонд дикой природы(WWF) России, Гринпис России, Международный фонд защиты животных, Правовой центр «Родник», Экологическая вахта Сахалина.

Участие большого количества журналистов и представителей посольств было вызвано недавним решением Министерства природных ресурсов РФ отменить приказ 2003 года об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В первый день поездки, 28 сентября, группа прибывших вышла на судне в залив Анива, пострадавший от подводных строительных работ. Директор WWF России Игорь Честин, погружавшийся с операторами в районе строительства подводного нефтепровода, так охарактеризовал увиденное: «В районе проведения работ дно разительно отличается от соседних участков. Вместо галечного дна с многочисленными крупными камнями, на которых обитают разнообразные донные организмы, наблюдается лунный ландшафт. Дно сильно заилено, выровнено и состоит из мелких глиноподобных частиц, вызывающих сильную мутность воды. Как и предупреждали WWF и наши партнеры по коалиции общественных организаций, ни в коем случае нельзя было сбрасывать грунт в этом сравнительно мелководном заливе. Природе потребуются десятилетия, чтобы восстановиться после нанесенного ущерба, но таким, как был, залив уже не будет никогда». И это при том, что залив Анива всегда относился к водоемам высшей рыбохозяйственной категории, что исключало возможность проведения подводных строительных работ. Однако, в период подготовки проектной документации в 2001-2002 годах его статус без всяких оснований был понижен до 1 категории, что позволило компании получить разрешение на проведение работ. Особо надо подчеркнуть тот факт, что это послабление никак не распространялось на местных рыбаков - для них все ограничения, полагающиеся по статусу водоема высшей категории, были сохранены.

Во второй половине дня группа посетила один из участков трассы строящегося наземного трубопровода в Долинском районе области. Обнаруженные нарушения потрясли даже самых скептически настроенных участников. Ширина трассы трубопровода, определенная проектом в 43 метра, составляла от 60 до 160 метров. Два притока нерестовой реки Ай оказались полностью перегорожены грунтом из-за сошедших оползней. Как выяснилось позже при сравнении координат, маршрут этого участка был изменен и сдвинут на 1,5 километра без проведения какой – либо экологической экспертизы, и теперь трасса проходит по территории регионального заказника «Изюбровый». По положению о заказнике, утвержденному в 2002 году, в нем прямо запрещалось строительство трубопроводов. Однако, как и в случае с заливом Анива, в 2003 году распоряжением губернатора Сахалинской области в положение были внесены изменения, разрешившие прокладку трубопроводов. Это распоряжение также не проходило требуемой по закону экологической экспертизы.

Второй день поездки был посвящен обследованию трассы трубопровода с вертолета. Осмотрев около 220 километров из 800 километров общей протяженности трубопровода, проверявшие еще раз убедились, что и по всей горной части территории превышена ширина трассы. Во время разговора со строителями выяснилось, что используемая техника просто не может работать на полосе , ширина которой менее 60 метров, тогда как по проекту ширина полосы не должна превышать 43 метров. Соответственно получилось, что компания заплатила за землеотвод и ущерб лесному хозяйству по крайней мере в 1,5 раза меньше, чем полагалось при правильном решении вопроса.

Оказалось также, что вдоль всей трассы были построены подъездные дороги, вообще не предусмотренные проектом. До 20 % переходов, проложенных через русла нерестовых рек, привели к их фактическому уничтожению из-за того, что при большой крутизне склонов строители не могли контролировать оползни. На ряде участков существует очень высокая вероятность изменения русла пересекавшихся рек и, как следствие, опасность вымывания трубопровод. По всей горной части трассы из-за нарушения склонов создалась угроза ускоренной эрозии и оползней.

Подводя итоги поездки, Олег Митволь сказал: «Все, о чем предупреждали экологи, подтвердилось».

Печально, что государство начало предпринимать меры только сейчас, после 3 лет разрушения природы острова Сахалин. Однако можно надеяться, что еще больший вред все же будет предотвращен – трубопровод пока не заполнен нефтью и, если государство потребует изменения проекта, катастрофические разливы нефти, неизбежные при существующих технологических решениях, будут предотвращены.

Теперь важно, чтобы начатая работа по проверке работы компании была доведена до конца. Есть основания надеяться, что это произойдет: руководитель Управления Росприроднадзора по Сахалинской области отстранен от должности, его обязанности исполняет прилетевший из Москвы Д. Беланович, и со 2 октября начнется аэрофотосъемка трассы трубопровода для подсчета нанесенного ущерба.

По мнению WWF, в сложившейся ситуации виноваты как компания Сахалин Энерджи, долгие годы игнорировавшая мнение экологов, не принимавшая во внимание экологические риски проекта, уже приведшие к серьезным негативным последствиям, и допустившая серьезные отклонения от утвержденного проекта, так и российские чиновники в Москве и региональной администрации, в угоду компании пошедшие на нарушение закона, изменив природоохранный статус нерестовых рек, залива Анива, особо охраняемых территорий и выдавшие разрешения на противозаконную деятельность.

Меры, необходимые на сегодняшний день:

· немедленно приостановить работы по строительству наземного трубопровода;

· оценить ущерб, нанесенный компанией при строительстве трубопровода и проведении строительных работах в заливе Анива и предъявить соответствующие иски;

· возбудить расследование о деятельности федеральных и региональных чиновников, выдававших незаконные разрешения;

· обязать компанию внести в проект необходимые изменения и представить его на экологическую экспертизу, в том числе в части места расположения нефтедобывающей платформы на шельфе;

· разработать и осуществить план рекультивации нарушенных территорий и акваторий за счет средств, полученных по предъявленным компании искам о возмещении вреда.

 

Подготовка к погружению.
© WWF России
Оползни в районе реки Ай
© WWF России / Игорь Честин
Дороги, не предусмотренные проектом.
© WWF России
Угроза оползней и эрозии почвы стала теперь постоянной.
© WWF России / Игорь Честин
© WWF России
Существует опасность вымывания трубопровода
© WWF России / Игорь Честин
© WWF России
В Год Леса мы дарим этот войлочный брелок «Дерево жизни» тем, кто поддержал Лесную программу WWF России.
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!