Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Радуйтесь, что не развалили до конца... 

17 февраля 2004
МПР признал свою главную заслугу - за последние годы не уничтожено ни одного заповедника

В российские СМИ поступило сообщение, которое представляет собой официальную реакцию со стороны МПР на заявления экологических организаций с обвинениями данного ведомства в развале системы особо охраняемых природных территорий России. Сообщение подписано начальником Управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ Юрием Дорошиным.

В сообщении говорится, что государственная лесная служба МПР России рассмотрела информацию экологов о реформировании заповедной системы в стране и считает, что принятые в этой части приказы Министерства от 15.12.2003 г. № 1107, от 19.01.2004 г. № 40, от 28.01.2004 г. № 69, от 02.02.2004 г. № 77 соответствуют 72 статье Конституции Российской Федерации, определяющей, что особо охраняемые территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

WWF считает необходимым напомнить чиновникам из МПР, что заповедники и национальные парки, в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», относятся к федеральной собственности, которая (71-я статья Конституции РФ) находится в исключительном ведении Российской Федерации. Чиновники федерального министерства, претендующего на нормотворчество, в своей профессиональной сфере должны, в соответствии с пожеланиями классиков, не только почитать законы и конституцию, но желательно также их и почитывать…

Далее в сообщение говорится: «Следует отметить, что в период реформирования не ликвидировано ни одного государственного природного заповедника и национального парка», из чего можно сделать вывод, что МПР ставит этот факт себе в заслугу.

Создание новых ООПТ фактически прекратилось только с разгромом независимых государственных природоохранных органов 17 мая 2000 года, причем после воцарения министра МПР Виталия Артюхова впервые с середины 50-х годов не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка. Можно предположить, что господин Ю. Дорошин вслед за развалом системы лесной охраны готов не пощадить «живота своего» теперь уже и для дальнейшего развала уникальной системы российских государственных заповедников, национальных парков и других типов ООПТ.

Руководство МПР упорно делает вид, что не знает о том, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 года № 725-р был утвержден детальный перечень заповедников и национальных парков, которые должны быть созданы в России в период с 2001 до 2010 года. Ни один заповедник или национальный парк из этого списка за прошедшие три года создан не был!

Например, центральный аппарат МПР в течение этих лет просрочил подачу полностью согласованных с Ленинградской областью документов по созданию заповедника «Ингермандландского» в Правительство России, в результате чего все согласование с землепользователями и руководством региона нужно будет начинать сначала. Отдельные территории запланированных федеральных ООПТ уже переданы в долгосрочную аренду под вырубку леса (например, «Южно-таежный пихтовый заповедник» в Томской области) или документы для их создания так и не были внесены в Правительство Российской Федерации (национальные парки "Анюйский" (Хабаровский край), "Удэгейская легенда" и "Зов тигра" (Приморский край)).

Некоторые территории из правительственного перечня, создание которых по вине МПР «зависло», могут в ближайшее время утратить свою природоохранную ценность (заповедник «Утриш» в Краснодарском крае в районе Новороссийска – единственный участок малонарушенных сухих субтропических лесов на территории России). Более того, не смотря на то, что в стране декларируется существенный экономический рост и рост расходных статей федерального бюджета, финансирование заповедников в последние годы обеспечивается лишь на 30-50%.

Но при этом у министерства «хватило времени» незаконно передать часть Сочинского национального парка для организации охот высокопоставленных чиновников и поддержать поправки в Лесной кодекс, позволившие легализовать захват зеленых зон больших городов, региональных особо охраняемых природных территорий и защитных лесов I группы.

«В соответствии с приказом Министерства от 02.02.2004 г. №77 продолжает осуществлять функции государственного управления заповедниками и национальными парками специализированный Департамент особо охраняемых природных территорий. Что касается кадровой политики в отношении руководящего состава указанного Департамента и подведомственных учреждений МПР России, то это прерогатива руководства Министерства», - говориться в сообщении министерства.

Безусловно, многое из того, что пытается делать МПР, находится в компетенции Министерства, но оценивать эту деятельность может и должна общественность, ученые и независимые специалисты, в том числе специалисты экологических организаций. WWF России еще раз отмечает, что внутренняя управленческая политика МПР противоречит политике Правительства по снижению административных барьеров, принципам профессионального менеджмента и просто здравому смыслу.

«С учетом попытки фальсификации резолюции III Всероссийского съезда по охране природы, исключения из нее подавляющего большинства пунктов резолюции секции по особо охраняемым природным территориям и сохранению биоразнообразия, а также возмутительного по характеру проведения и хамского по тону выступлений руководителей центрального аппарата МПР совещания директоров заповедников и национальных парков России, которое прошло 25 декабря 2003 года, и на котором от директоров федеральных охраняемых территорий фактически требовали скрывать от средств массовой информации и неправительственных организаций факты противоречащих законодательству России распоряжений МПР России, мы просто обязаны тщательно отслеживать тенденции кадровой политики МПР в отношении заповедников и национальных парков» - говорит директор по охране природы WWF России Евгений Шварц.

И последнее. Тот факт, что на обвинения экологов отвечает господин Ю. Дорошин, выступление которого на совещании руководства МПР с руководителями государственных заповедников и национальных парков показало его полную некомпетентность в деле организации охраны особо охраняемых природных территорий и который несет ответственность за состояние всей лесной охраны в России, не только дает полное право независимым экологам давать оценку действиям его ведомства, но и фактически обязывает сделать это. И оценка WWF России такова – большинство приказов МПР в сфере охраняемых природных территорий направлены лишь на сохранение административного ресурса», а не на исполнение прямых обязанностей ведомства – улучшение состояния и развитие системы охраны окружающей среды Российской Федерации.

Помогите природе прямо сейчас!