Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Поможем Амуру сегодня

26 декабря 2005
Сегодня Гринпис России и Всемирный фонд дикой природы ( WWF ) – Россия выступили с предложениями по ликвидации последствий экологической катастрофы на Амуре и выработке плана действий по решению экологических проблем бассейна реки Амур.

На основе собранных данных, консультаций с учеными Хабаровского края, провинции Хейлунцзян (КНР) и представителями органов власти экологи предлагают выработать комплексный план по оздоровлению экологической ситуации в бассейне реки Амур, который включал бы не только реакцию на последнее загрязнение, но и необходимые меры для изменения крайне неблагоприятной экологической обстановки в регионе. По мнению экспертов, выполнение такого плана нужно сосредоточить в руках одного ведомства – Министерства природных ресурсов. Необходимо увеличить количество постов экомониторинга на Амуре и создать совместный с Китаем информационный центр по охране и изучению экологических проблем Амура, что должно быть закреплено в соответствующем российско-китайском соглашении.

«Эта авария показала, что Россия к таким ситуациям не готова. Власти, давно игнорировавшие проблемы постоянного загрязнения Амура, в этой критической ситуации не способны в полной мере адекватно оценивать обстановку и принимать надлежащие меры для предотвращения загрязнения реки в будущем, - заявил координатор токсической программы Гринпис России Алексей Киселев. - Кроме того, хотелось бы надеяться на то, что мы наконец-то научимся бороться не только с «плесенью», но и с «сыростью».

Исчерпывающей информации о химическом составе пятна у российской стороны до сих пор нет. Долгое время российские власти готовились к «встрече» только бензольного и нитробензольного загрязнения, так как именно об этих веществах сообщалось из Китая. И только когда пятно подошло к Хабаровску, в пятне было выявлено повышенное содержание хлороформа, хлорфенолов, хлорбензолов, ксилола, толуола, хлорорганических пестицидов, что, судя по всему, и обусловило характерный запах хлора, ощущающийся в настоящее время на реке. В тоже время, уже в первой пробе, отобранной российскими специалистами на Сунгари еще 1 декабря, было обнаружено значительное содержание хлороформа.

До сих пор официальные структуры, говоря об уровне загрязнения амурской воды, оценивают его, исходя из наиболее мягких из существующих стандартов. В России действует два норматива на ПДК по нитробензолу: для вод рыбохозяйственных водоемов и для воды хозяйственно-бытового назначения. Амур – река высшей рыбохозяйственной категории и для нее должны применяться максимально жесткие рыбохозяйственные нормативы. Но за все время кризиса результаты проб оценивались почему-то по щадящим хозяйственно-бытовым нормативам. Поэтому концентрация нитробензола всегда оказывалась ниже ПДК. Если же использовать рыбохозяйственный стандарт, то концентрация нитробензола многократно превысит ПДК. Так, в ночь на 21 декабря в 130 км выше Хабаровска в воде было зафиксировано более чем 13-кратное превышение рыбохозяйственных ПДК по нитробензолу.

По мнению Николая Ефимова, хабаровского координатора программы «Амур» Дальневосточного офиса WWF России, Правительство края сделало все от него зависящее, что уберечь население от грозящей опасности. Более того, с середины 90-х годов, оно неоднократно ставило перед федеральными ведомствами вопрос о необходимости организации межгосударственного мониторинга Амура и урегулирования проблемы загрязнения, и обращалось к Китаю с собственными инициативами, находя материальные и финансовые ресурсы. Однако сегодня вопросы организации мониторинга и контроля состояния вод Амура – не в его компетенции. Действующее законодательство закрепило эти полномочия исключительно за федеральным центром. Основная проблема – отсутствие системы экологического контроля. Сейчас в России нет дееспособного федерального органа, который мог бы решать экологические проблемы, как в кризисном, так и в фоновом режиме. Нет структур, способных проводить международную экологическую политику в отношениях с нашими соседями».

Главная опасность для Амура в том, что после прохождения «бензольного пятна» через Хабаровск и другие города края, проблема трансграничного загрязнения реки, суженная сегодня до вопросов обеспечения работы объектов водо- и теплоснабжения населенных пунктов, может быть забыта.

© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!