Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Перспективы развития лесного законодательства рассмотрены на круглом столе в Торгово-промышленной палате

03 декабря 2006
В Торгово-промышленной палате 30 ноября состоялся круглый стол, подготовленный Комитетом ТПП по природопользованию и экологии совместно с WWF России, МПР и Рослесхозом

Представители органов государственной власти Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ, экологических служб лесопромышленных компаний, лесного бизнеса, НПО, Всемирного банка, а также средств массовой информации рассмотрели проблемы правового регулирования лесных отношений в период реформирования лесного хозяйства России.

Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Ю.П. Шуваев рассказал о предстоящих изменениях в лесном хозяйстве, которые связаны с близкой перспективой принятия нового Лесного кодекса. «С 1 января 2007 г. произойдет кардинальное изменение структуры государственного управления лесами, - сказал Ю.П.Шуваев, - и органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут делегированы практически все основные полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесами». Организация охраны и защиты лесов, а также осуществление контроля и надзора передаются на уровень субъектов Российской Федерации. Основные обязанности по ведению лесного хозяйства передаются арендаторам. Несмотря на близость кардинальных изменений в лесном хозяйстве страны, до настоящего времени отсутствует ясный механизм передачи полномочий, а также представление о том, как субъекты Российской федерации будут управлять лесами.

На субъекты Российской Федерации ложится вся ответственность за организацию ведения лесного хозяйства и повышение эффективности лесопользования. Фактически государство снимает с себя ответственность за осуществление государственного контроля и надзора за лесами и делегирует всю полноту ответственности субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне сохраняются, главным образом только функции нормативно-правового регулирования.

Серьезные изменения ожидаются и внутри существующей многие годы структуры государственного управления лесами. С принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы Федерального агентства лесного хозяйства, т.е. основное звено, организующее ведение лесного хозяйства и лесопользование, должны быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации и до начала 2008 года реформированы и преобразованы в иные организационно-правовые формы. В настоящее время в МПР и в Рослесхозе кроме работы по передаче полномочий, объектов и предприятий лесного хозяйства региональным властям, идет разработка системы государственных органов управления лесами. Как показал круглый стол, пока у регионов больше вопросов, чем ответов и никто кроме Администрации Вологодской области не может показать систему управления лесами на региональном уровне в соответствии с новым Лесным кодексом.

В докладах и выступлениях участников круглого стола много внимания было уделено непредсказуемым изменениям в нормативной базе лесного хозяйства и трудностям практической организации лесопользования. Введение нового Кодекса требует существенной переработки всей нормативной базы лесного хозяйства и подготовки более чем 60 нормативных актов. В связи с этим, участники круглого стола обратили внимание представителей МПР и Рослесхоза на необходимость организации открытого процесса при внесении изменений в существующие и разработке новых документов. Необходимо опубликовать перечень готовящихся нормативных актов, их проекты и показать, как измененяются нормативы. Кроме того, участники круглого стола высказали желание принять участие в подготовке новых нормативных актов.

Вниманию участников круглого стола были представлены результаты исследований российско-датского проекта «Проверка легальности происхождения российской древесины», направленного на предотвращение нелегальных лесозаготовок. Пока все эксперименты по реформированию органов лесного хозяйства на основе разделения функций управления от хозяйственных и контрольных не были успешными. В результате административной реформы органов государственной власти 2005 года Государственная лесная охрана Российской Федерации, обеспечивающая охрану лесов, являющихся собственность государства, от незаконных рубок и неправомерного пользования, фактически ликвидирована. Передача функций и полномочий государственной лесной охраны Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и ее территориальным органам, привела к тому, что численность инспекторов государственной лесной охраны сократилась в сотни раз. Например, в таких лесных регионах, как Красноярский край, Архангельская область, Хабаровский край и др., имеется всего несколько инспекторов. Кроме того, территориальные органы Росприроднадзора расположены в городах, не имеют опытных кадров, средств транспорта и связи, что также исключает возможность предупреждения, выявления и тем более оперативного пресечения незаконных рубок.

Меры административного и уголовного воздействия на лесонарушителей не предотвращают незаконные рубки и не сокращают объёмы оборота нелегально заготовленной древесины.

«Существующая в настоящее время практика правоприменения и лесоуправления в Российской Федерации не обеспечивает эффективное лесопользование, цивилизованное потребление лесного продукта, что негативно отражается на состоянии окружающей среды. Незаконно заготовленные лесные материалы свободно реализуются на внутреннем и международном рынках, используются местным населением", - комментирует существующее положение Владимир Дмитриев, координатор WWF России по лесной политике.

Федеральные органы исполнительной власти не добились в своей работе необходимого взаимодействия по предотвращению незаконных рубок и оборота нелегально заготовленной древесины.

По мнению WWF России, в борьбе с незаконными рубками и оборотом нелегально заготовленной древесины принижена роль ответственных лесозаготовителей и лесопромышленных холдингов, средств массовой информации, общественных организаций и населения. Между тем, именно формирование экологически ответственного лесного бизнеса позволило выйти России в прошлом году на третье место в мире по площади сертифицированных лесов, соответствующих международным стандартам лесоуправления. Поэтому наряду с совершенствованием административной системы государственных органов контроля, усилением требований законодательства необходимо обратить внимание на лесопромышленные компании, которые проводят добровольную лесную сертификацию и поощрять внедрение в системы управления лесопромышленных компании корпоративные системы контроля законности происхождения и учета древесины.

© WWF России
Природа Арктики медленно, но верно меняет свой облик в связи с изменением климата. На фото: медведица с медвежатами, фото сделано патрульными «Медвежьего патруля».
© WWF России
21 сентября на встрече в WWF выступит Алексей Кокорин - один из ведущих мировых экспертов по изменению климата. Алексей расскажет о проблемах сохранения природы в Арктике, в частности, опасности нефтеразливов.
© WWF России
1989 год. Через неделю после аварии танкера Exxon Valdez. Такое же может повториться в нашей Арктике
© WWF России
Афиша фильма Рожденные на воле 3D
© Рожденные на воле 3D
Одна из фотографий с открытой фотовыставки «Россия: жизнь как открытие»
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!