Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Новый законопроект по борьбе с незаконными рубками должен быть доработан

29 февраля 2012
WWF приветствует инициативы Рослесхоза по борьбе с незаконными рубками, однако считает, что новый законопроект об обороте древесины, одобренный на совещании под председательством Виктора Зубкова, нуждается в доработке.

Разработанный Рослесхозом проект закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» направлен на меры по противодействию нелегальным рубкам, обеспечение прозрачности и легальности оборота древесины и продукции из нее. В частности, закон предполагает создание Единой государственной автоматизированной информационной интернет-системы оборота лесоматериалов.

В официальном сообщении об итогах совещания, размещенном на сайте Рослесхоза, говорится, что в результате обсуждения в регионах, на площадках общественных организаций, отраслевых союзов и ассоциаций, законопроект получил положительные заключения большинства заинтересованных министерств и ведомств, а также WWF России.

Отмечая, что проект закона является одним из необходимых шагов в развитии лесного законодательства и может способствовать сокращению незаконных рубок, WWF, тем не менее, считает, что в настоящем виде поставленную задачу документ решает лишь частично и нуждается в доработке с учетом замечаний заинтересованных сторон. Комментарии WWF к законопроекту были направлены в Рослесхоз в конце декабря.

В частности, по мнению специалистов WWF, предусмотренные законопроектом механизмы (в том числе Единая государственная автоматизированная информационная система оборота круглых лесоматериалов) могут помочь контролирующим органам отделить древесину, заготовленную при наличии документов, от иной. В то же время, важнейшим условием для его эффективного применения на практике является открытость и доступность информации из системы учета для различных ведомств (Федеральной таможенной службы, правоохранительных органов и др.), общественных объединений и граждан в режиме on-line. Ведь ни для кого не является секретом, что в ряде регионов России широкомасштабная незаконная заготовка древесины во многом вызвана активным участие в ней работников органов управления лесным хозяйством.

Сделав открытой информацию о разрешенных рубках, государство получит в роли добровольных контролеров многие тысячи общественников, заинтересованных в сохранении и рациональном использовании российских лесов. Привлечение граждан для борьбы с незаконными рубками не является чем-то новым для российского лесного хозяйства. Так, в конце XIX в. власти Владивостока оповещали жителей обо всех выдаваемые разрешения на рубку леса для предупреждения хищнической вырубки лесов в окрестностях города.

Важно отметить, что предлагаемый законопроект не является инструментом, автоматически обеспечивающим соответствие экспортируемой за рубеж российской продукции из древесины требованиям законодательных актов США и ЕС, направленных на предотвращение торговли незаконно заготовленной древесиной (регламент ЕС 995/2010 и поправки к закону Лейси США). Ключевое требование данных законодательных актов – легальность лесоматериалов, т.е. соответствие заготовки древесины российскому законодательству (заготовка в пределах отведенной лесосеки; уплата арендной платы, других налогов и сборов; сохранение биоразнообразия; обеспечению прав местного и коренного населения и др.). Предлагаемый законопроект не отвечает указанному требованию, хотя и способствует созданию условий для его выполнения.

«Наличие у экспортера российской древесины документа, подтверждающего официальное право на заготовку древесины (декларации или договора купли-продажи) не является гарантией того, что данная древесины была заготовлена легально, – считает руководитель лесной программы Амурского филиала WWF России Денис Смирнов.У нас уже есть опыт, когда по просьбе покупателей из Японии и США мы проводили проверку легальности происхождения купленной ими древесины на основании предоставленных продавцами документов. Практически во всех случаях документы либо не имели отношения к данной продукции, либо привели нас к местам незаконных рубок».

WWF надеется, что замечания фонда будут учтены как в проекте закона, так и при разработке соответствующих подзаконных актов, регламентирующих его выполнение.

© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!