Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Новый проект Лесного кодекса вызывает серьезные опасения экологов

05 февраля 2004
Сегодня предполагается передача проекта Лесного кодекса, подготовленного Минэкономразвития России при участии МПР России, в Правительство РФ

2 февраля под председательством Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа состоялись слушания проекта нового Лесного кодекса, подготовленного Министерством. От экологических организаций на слушаниях присутствовал директор по охране природы WWF России Е. А. Шварц, который выразил озабоченность по поводу принципиальных недостатков, присутствующих в новом проекте Лесного кодекса.

По замыслу Минэкономразвития, реализация положений новой редакции Лесного кодекса позволит коренным образом изменить ситуацию и обеспечит решение экологических, экономических и социальных проблем устойчивого состояния всех лесов России, позволит приостановить ухудшение качественных характеристик лесов как важнейшего элемента национального и мирового экологического потенциала и даже улучшит обеспечение дровами домашние хозяйства.

Принципиально новыми моментами в проекте Лесного Кодекса, подготовленного Минэкономразвития, является:

  • установление различных форм собственности на леса (в том числе и частной собственности на леса);
  • передача прав распоряжения лесными ресурсами на региональный уровень;
  • переход к гражданско-правовым отношениям по вопросам использования лесов и их вовлечение в гражданский оборот (купля/продажа лесных участков);
  • распределение прав пользования лесными ресурсами исключительно по результатам аукционов;
  • создание эффективной системы государственного управления лесами на принципах разделения распорядительных, нормативных и контрольных полномочий на основе уполномоченных федеральных органов.

Несмотря на благие намерения и обещания Минэкономразвития навести порядок в лесу, новизну взглядов на решение проблем лесопользования и существенный прогресс по улучшению качества документа, Кодекс не совершенен, а последствия от его принятия могут привести крайне тяжелым негативным социальным и экологическим последствиям, в том числе – к вырубкам на территории государственных заповедников, ликвидации большинства региональных охраняемых природных территорий, включая все заказники на землях лесного фонда, и поэтому вызывают опасения у общественности и специалистов. В проекте много внутренних противоречий, например, о праве доступа местного населения в приватизированные леса, многое упущено и недосказано, что позволяет предположить, что работать он будет согласно известной формуле – «Что в законе не запрещено, то разрешено».

Директором по охране природы WWF России Е.А. Шварцем были представлены замечания по проекту лесного кодекса. В первую очередь, WWF волнуют явные проблемы, которые неизбежно возникнут в условиях разнообразия форм собственности на леса для сохранения существующих особо охраняемых природных территорий и при создании новых охраняемых природных территорий. Это особенно актуально, если учесть, что за последние 3 года не создано новых заповедников и национальных парков, несмотря на давно уже утвержденный их перечень и согласованные планы Правительства по созданию ООПТ.

Важнейшей проблемой является перспектива сохранения существующих ООПТ. Так, например, законопроект разрешает различные рубки в заповедниках, национальных парках и некоторых категориях других ООПТ, запрещенные по Федеральному закону об ООПТ или по положениям о конкретных ООПТ, позволяет вести капитальное строительство на территории лесных участков, создавая основу для перевода лесных участков в другие категории земель и др.. Смелое решение вопроса собственности на леса и вовлечение их в гражданский оборот является одним из самых спорных и щекотливых вопросов кодекса. Отсутствие ясных запретов приватизации защитных лесов (лесов I группы), включая территорию ООПТ, и резервных лесов (леса III группы), в которых не завершен процесс оформления новых ООПТ и сохранения крупных массивов девственных лесов, а также отсутствие процедур приватизации пугает не только большинство людей, но и потенциальных собственников из числа экологически ответственных крупных лесопромышленных компаний, ориентированных на наиболее цивилизованные и экономически выгодные рынки стран Европейского союза.

WWF считает:

  • необходимо изменить процедуру подготовки Лесного кодекса, сделать ее доступной и открытой для обсуждения по ключевым вопросам, привлечь к доработке кодекса специалистов и представителей общественных организаций,
  • исключить в законе возможность для приватизации и передачи в частную собственность защитных лесов I группы, всех типов ООПТ, всех особо ценных лесов и малонарушенных лесов в малоосвоенных районах (резервные леса III группы),
  • исключить в законе возможность для смягчения режима лесопользования и осуществления различных видов хозяйственной деятельности, противоречащих целевым функциям лесов, в особенности на территории государственных заповедников и других типов ООПТ;
  • обеспечить условия для формирования экологически ответственного лесного бизнеса в России.
Герман Греф
© Volga.ru
Помогите природе прямо сейчас!