Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Нефтеналивному терминалу в бухте Перевозной – нет!

13 июля 2004
Нефтеналивного терминала в бухте Перевозной Хасанского района Приморья быть не должно – об этом говорили представители 20 общественных и научных организаций Приморского, Хабаровского края и Бурятии

Вел заседание вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков. Разработчиками проекта – ОАО «Гипротрубопровод» и компанией Транснефть были предоставлены материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), сделаны сообщения о самом проекте. Затем было предоставлено слово для выступлений в прениях общественности. Вот фрагменты некоторых выступлений:

Иван Арзамасцев, к.г.н., ТИГ ДВО РАН:

– Тезис первый – нефтепровод на юге Приморья – несомненное благо. Тезис второй – этот нефтепровод - несомненное экологическое зло, с которым придется смириться. И проектировщикам и нам с вами надо постараться миминизировать негативные моменты. Самая большая претензия – к конечному пункту расположения нефтяного терминала в бухте Перевозная. Технически - это самый дешевый вариант. Но размещение терминала в бухте Перевозной с экологической точки зрения является нецелесообразным и входит конфликтные отношения со всеми видами деятельности, которые сейчас там существуют и планируются в дальнейшем - рыбохозяйственной, рекреационной и природоохранной. Уходя в море на 800-1140 метров, терминал находится практически в открытой части Амурского залива, и при волнении моря свыше 3-х баллов боновые заграждении становятся неэффективны даже при незначительных разливах нефти. При волнении свыше 5 баллов все суда обеспечивающего флота, которые уже другими средствами должны бороться с нефтяным загрязнением, работать не могут. Поэтому при обычном свежем ветре, любой, даже незначительный разлив, будет переноситься по воле волн либо во Владивосток, либо на острова. На мой взгляд, необходимо принять к исполнению те варианты, где терминал расположен в закрытых заливах, которые при неизбежных технических и аварийсных разливах позволили бы локализировать нефтяное пятно. Это заливы Стрелок и Находка.

Еще один момент. Проектируемая трасса нефтепровода проходит по территории федерального заказника «Барсовый», призванного сохранить последнюю популяцию дальневосточного леопарда. Отрадно, что ГУПР по Приморскому краю не согласовал прохождение трассы по этой территории. Строительство нефтяных емкостей предполагается вплотную к границе старейшего заповедника России «Кедровая Падь» (организован в 1916 г.). При их заливке и бункеровке танкеров ежегодно в атмосферу будет поступать свыше 60 тысяч тонн паров нефти. Учитывая направление летних ветров и влажность, значительная часть этих паров будет оседать на территории заповедника. Тем самым, будет происходить интенсивная деградация растительности. Разливы нефти безусловно, приведут к гибели фауны и флоры Дальневосточного морского биосферного заповедника.

Борис Преображенский, д.г.-м.н., ТИГ ДВО РАН:

- Я бы хотел отметить, что нефтепровод нужен - это вливание в экономику Приморского края, нужен терминал, но - вопрос в том, куда его поставили. Во-первых Амурский залив, являясь рыбной акваторией высшей категории ценности, уже сегодня перегружен выбросами: в него ежедневно вливается 500 тыс. кубометров неочищенных сточных вод из города Владивостока. Нам не хватает еще одного постояного источника загрянения? Второе. Анализ, который я провел по спутниковым фотоснимкам, показал, что поперек Амурского залива лежит подводное ложе, которое направляет все потоки воды из Японского моря через проливы между островами в сторону Славянки, здесь делается резкий разворот на север и - любая штормовая или какая-нибудь другая особая ситуация - вся вода пошла вдоль того побережья залива, где располагается бухта Перевозная. Удержать на якорях там эти танкеры иногда будет просто невозможно. Посморите, сколько судов уже выброшено на берег на том берегу, они стоят вечными памятниками того, что судоводители не справились с ситуацией. Если бы я, будучи зловредным человеком, искал бы место, где можно побольнее ужалить всю экономику и социо-культурную индустрию Приморского края, лучшего бы места, чем Перевозная, я не нашел. Есть альтернативы – заливы Находка и Стрелок, они легко перегораживаются.

Юрий Берсенев, к.г.-м.н. член Общество Изучения Амурского края, координатор по ООПТ Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF):

- Амурский залив и залив Посьета - самая южная часть Тихоокеанского побережья России. Температуры воды в бухтах здесь в летний период достигают 26 и более градусов. В связи с этим, побережье Хасанского района Приморского края, а также острова Залива Петра Великого являются излюбленным местом пляжного отдыха жителей всего Дальнего Востока. Для сохранения уникального природно-рекреационного потенциала около 1/3 протяженности побережья залива Петра Великого объявлено особо охраняемыми территориями рекреационного назначения. Здесь очень быстрыми темпами развивается строительство турбаз и баз отдыха - уже сейчас их более 30 и 9 санаториев. Количество самодеятельно отдыхающих на пляжах Хасанского района составляет около полутора миллионов человеко-дней. Кто компенсирует дальневосточникам утрату возможности отдыхать на тепловодном побережье? В Амурском заливе располагается Садгородское месторождение лечебных грязей, а в заливе Посьета уникальное месторождение аналогичных илов – Ясное. В материалах проекта указана весьма высокая вероятность аварий судов и аварийных ситуаций с разливами нефти. Кроме того, нормативные потери при перекачке нефти на танкеры будут составлять ежегодно около 70 000 тонн нефти. В этом году ларга погибла от загрязнения нефтью возле набережной Владивостока, а на побережье Хасанского района зафиксирована массовая гибель птиц от нефтяного розлива на поверхности моря. Это - при существующих небольших объемах перегрузки нефти. Можно не сомневаться, что если будет нефтеперегрузочный комплекс, то будут разливы и аварии. Вывод: Строительство нефтеналивного терминала в б. Перевозная недопустимо, так как оно приведет к утрате рекреационного и бальнеологического потенциала самого тепловодного побережья России на Тихом океане.

На побережье Хасанского района создана целая сеть марикультурных хозяйств, располагаются устья лососевых рек, действуют два рыборазводных завода, находятся рыбопромысловые участки многих рыболовных компаний. Как отметил координатор морской программы WWF на Дальнем востоке Константин Згуровский:

- Недавно закончился Форум рыбаков Дальнего Востока. Его участники высказывали озабоченность возможностью загрязнения нефтью наиболее продуктивных районов шельфа дальневосточных морей. Я считаю, что давно назрела необходимость разработки нормативных документов, регламентрирующих различные виды деятельности в прибрежной зоне, включая, например, Береговой кодекс и стартегической экологической оценки проектов.

Учитывая высокую опасность экологической катастрофы, представители общественных и научных организаций выступили против строительства нефтяного комплекса в бухте Перевозной и потребовали от разработчиков подготовить и предоставить материалы по альтернативным вариантам строительства нефтяного терминала. Требования общественности сформулированы в виде конретных предложений и переданы представителям компании Транснефть и проектантам. В редакционную группу протокола общественых слушаний от общественных организаций включен А. Семенов из НПО ИСАР- ДВ.

Общественные слушания по нефтепроводу «Восточная Сибирь-Тихий» океан
© WWF России / Елена Старостина
Юрий Берсенев, к.г.-м.н, ДВО WWF
© WWF России / Елена Старостина
В системе Альфа-клик появился пункт «Перевод в WWF»
© WWF России
Кадр из фильма Жака Перрена «Океаны»
© WWF России
Кадр из фильма Жака Перрена «Океаны»
© WWF России
О своей работе в Центральной Азии, сайгаке, джейране, бухарском олене и многом другом расскажет Ольга Переладова на встрече в WWF 15 сентября
© WWF России
21 сентября на встрече в WWF выступит Алексей Кокорин - один из ведущих мировых экспертов по изменению климата. Алексей расскажет о проблемах сохранения природы в Арктике, в частности, опасности нефтеразливов.
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!