Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Мы поименно вспомним тех, кто поднял руку

17 сентября 2012
Вместе с другими экологическими организациями WWF России выходит из рабочей группы по решению конфликта между созданием национального парка «Хибины» и строительством дороги к месторождению «Партомчорр»

Вместо того, чтобы стать площадкой для поиска компромисса, рабочая группа стала инструментом легализации уже начавшихся изысканий по заведомо неприемлемому варианту трассы через Умбозерский перевал.

Дорога через Умбозерский перевал убьет Хибины и идею создания парка - WWF России и другие общественные организации пытаются донести эту мысль до правительства Мурманской области в течение многих месяцев. Созданная в июне рабочая группа под руководством вице-губернатора должна была стать местом, где будут приняты в расчет экспертные мнения специалистов, научных и общественных организаций, занимающихся изучением Хибин на протяжении десятилетий.

«Мы надеялись, что будут рассмотрены все варианты транспортировки руды от месторождения, а их как минимум четыре, - говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России. – Однако рабочая группа на деле оказалась фиктивной – наше мнение никого не интересовало, а пока шло согласование позиций, работники подрядчика ЗАО «СЗФК» - «МурманТИСИз» вовсю занимались изысканиями. Общественных обсуждений ни проекта рудника на Партомчорре, ни строительства дороги так и не было, а в Хибинах уже вырублено более 100 га леса».

Парадокс заключается в том, что при выборе варианта дороги промышленники не только игнорировали общественность, но и не использовали многолетние научные данные институтов РАН, которые однозначно подтвердили – Умбозерский перевал слишком ценен с точки зрения биоразнообразия, чтобы пустить по нему самосвалы, загруженные рудой. То, что в условиях компактности Хибин, промышленная дорога пройдет по ценнейшим местам обитания редких видов растений и наиболее привлекательным туристическим маршрутам, тоже оказалось досадной мелочью.

«Региональные власти выбрали очень недальновидную позицию, - говорит Виктор Петров, и.о. председателя Кольского центра охраны дикой природы. – Мы, как специалисты, которые занимаются проектированием особо охраняемых территорий Мурманской области, подготовившие эколого-экономическое обоснование национального парка «Хибины», не хотим иметь ничего общего с принятым под диктовку «СЗФК» решением, которое нанесет невосполнимый ущерб экосистемам горного массива и делает невозможным развитие здесь природного туризма. Именно поэтому и Кольский центр охраны дикой природы, и WWF России приняли решение о выходе из состава этой фиктивной рабочей группы».

Со сменой Министра природных ресурсов и экологии РФ в мае 2012 г. позиция Министерства также, похоже, изменилась. В апреле на проведенном у заместителя Министра совещании было однозначно сказано, что дороге через парк не место, в мае было направлено соответствующее письмо губернатору Мурманской области.

«В июне на встрече с новым Министром С. Е. Донским мы предложили немедленные действия со стороны Минприроды для спасения будущего национального парка, - говорит Игорь Честин, директор WWF России.Однако ни о каких действиях нового Министра по данному вопросу, как впрочем, и по другим проблемам, обсуждавшимся на встрече, нам не известно. В июле было его заявление о том, что у министерства нет претензий к компании, но осталось непонятным, то ли действительно с приходом нового Министра у министерства радикально изменилась позиция, то ли претензий нет не к возможной дороге, а к самому руднику».

В отличие от многих других экологических проблем, где трудно определить, а кто же конкретно виноват в их появлении, в случае Хибин авторство не вызывает сомнений. Если дорога разрежет территорию запланированного национального парка, это произойдет благодаря бездействию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского и попустительству губернатора Мурманской области М. В. Ковтун.

Умбозерский перевал сейчас
© Ольга Петрова
То, что осталось на месте 250-летнего леса
© Ольга Петрова
Пока шло согласование позиций, работники подрядчика ЗАО «СЗФК» - «МурманТИСИз» вовсю занимались изысканиями
© WWF России / Олег Суткайтис
Сжигая остатки 250-летнего леса, подрядчики не считают нужным следить, чтобы огонь не превратился в пожар
© WWF России / Олег Суткайтис
Помогите природе прямо сейчас!