Мы хотим, чтобы сайт WWF был интересным и удобным для вас. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Мы не должны допустить разрушения уникальной природы Кавказа

22 ноября 2006
WWF России, Гринпис России и Социально-Экологический Союз выступили с совместным заявлением в связи с развитием курорта города Сочи.

Заявление в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи, как горно-климатического курорта (2006-2012 гг.)» и подготовкой к возможному проведению Зимней Олимпиады 2014 года в городе Сочи.

Мы считаем, что город Сочи обладает большим потенциалом развития в качестве горно-климатического курорта. В то же время, ценность любых курортов определяется в первую очередь их природными условиями и продуманным зонированием территории. Мы также считаем возможным проведение в городе  Сочи Зимних Олимпийских Игр 2014 года без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Вместе с тем, как утверждение и реализация Федеральной целевой программы, так и подготовка к возможному проведению зимней олимпиады (в том числе проектирование и строительство спортивных объектов) ведутся с грубейшими нарушениями российского законодательства. Отсутствует Генеральный план развития города  Сочи, как горно-климатического курорта, и не проведена объективная комплексная оценка воздействия намечаемых мероприятий на окружающую среду (ОВОС), предусмотренная действующим законодательством. При этом, в целях легализации этой незаконной деятельности,  делаются попытки изменения действующего законодательства, а также ограничения законных прав и свобод граждан и общественных организаций.

В связи с этим, мы считаем необходимым заявить следующее.

  • Проведение любых работ, связанных со строительством спортивных объектов на территории Сочинского национального парка и Сочинского общереспубликанского заказника возможно только в строгом соответствии с действующим законодательством и при соблюдении следующих условий:
    • Строительство объектов должно осуществляться вне ненарушенных на настоящий момент хозяйственной деятельностью природных территорий, ключевых мест обитания и произрастания редких и охраняемых видов животных и растений. К таковым относятся, в частности, территории, относившиеся к заповедной и особо охраняемой зонам Сочинского национального парка до изменения зонирования парка приказом МПР России от 09.10.2006 № 239, а также все территории, расположенные ближе 1 км от границы Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Все объекты, строительство которых предполагается на указанных территориях (санно-бобслейная трасса с соответствующей инфраструктурой, трамплин, горная олимпийская деревня, скоростная железная дорога «Адлер - Грушевая Поляна», каскад ГЭС на р. Мзымта) должны быть спроектированы на менее ценных территориях.
    • Реализация Федеральной целевой программы, также как и подготовка к предполагаемой олимпиаде должны проводиться по Генеральному плану, а не хаотично, как это происходит сейчас. Сама программа и Генеральный план должны быть вынесены на обсуждение и пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время в районе пос. Красная Поляна строятся 2 горнолыжных комплекса, принадлежащие Газпрому и Интерросу. Это единственные объекты, прошедшие все согласования, предусмотренные законодательством, включая государственную экологическую экспертизу. В то же время, ОАО «Красная Поляна» осуществило строительство первой очереди и уже начало строительство второй очереди горнолыжного комплекса «Карусель» без проведения государственной экологической экспертизы проекта. По нашему мнению, до утверждения Генерального плана развития г. Сочи и представления Федеральной целевой программы на государственную экологическую экспертизу никакое выделение новых земельных участков и новое строительство на территории Сочинского национального парка недопустимо. Отсутствие плана дает возможность отдельным компаниям и гражданам подавать заявки на выделение ценнейших особо охраняемых земель под строительство объектов, не имеющих никакого отношения ни к программе, ни к подготовке к олимпиаде.

  • Необходимо пресечь попытки изменить российское природоохранное законодательство (в том числе подзаконные правовые акты) с целью разрешения строительства спортивных объектов на особо охраняемых природных территориях. В связи с этим мы призываем:
    • Президента РФ – наложить вето на закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в который в нарушение Конституции РФ и регламента Государственной Думы непосредственно перед вторым чтением были внесены изменения в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», снимающие ограничения на строительство в национальных парках;

    • Правительство РФ – отменить либо приостановить действие постановления от 08.06.2006 № 357 об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи, как горно-климатического курорта (2006-2012 гг.)» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и не издавать распоряжений об определении участков земель Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду;

    • МПР России – отменить приказ от 09.10.2006 №239 о внесении изменений в положение о государственном учреждении «Сочинский национальный парк», которым из заповедной и особо охраняемой зон парка исключены территории, предполагаемые для строительства спортивных объектов.

  • Мы считаем недопустимыми и недостойными высказывания Министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа и председателя Национального Олимпийского Комитета РФ Л. В. Тягачева о готовности менять законодательство, включая Конституцию, в угоду отдельным проектам. Тем более недопустимым мы считаем участие Министра Российской Федерации, а так же иных должностных лиц в открытии незаконно построенного (без проведения обязательной экологической экспертизы) объекта – горнолыжного комплекса «Карусель».

  • Недопустимы любые попытки препятствования законным выступлениям граждан и общественных объединений по поводу реализации Федеральной целевой программы и подготовки к проведению олимпиады, тем более попытки привлечения к этому правоохранительных органов.

  • Попытки любыми средствами добиться возможности застройки наиболее ценных природных объектов не только противозаконны, но и создают препятствия для того, чтобы олимпиада 2014 года прошла именно в России. В соответствии с Олимпийской хартией одними из основных функций Международного Олимпийского Комитета являются слежение за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды и поддержка олимпийского движения в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды.

Мы надеемся, что руководство нашей страны проявит мудрость и дальновидность и не позволит, под прикрытием возможной олимпиады, удовлетворить узкие корыстные интересы отдельных организаций и лиц ценой уничтожения самых уникальных уголков Кавказа.

WWF России, Грипис России, Социально-Экологический Союз

О красотах Кавказа говорить можно бесконечно, фотографии этих мест никого не оставляют равнодушными. Но ведь мы не хотим, чтобы красота осталась только на фотографиях?
© WWF России / Виктор Лукаревский
© WWF России / Виктор Лукаревский
Уникальная природа Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника под угрозой
© WWF России / Петр Горбуненко
© WWF России / Сергей Трепет
© WWF России / Сергей Трепет
© WWF России / Виктор Лукаревский
© WWF России
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!