Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

«Зеленая» лихорадка бизнеса, или как российские корпорации симулируют экологическую ответственность

18 ноября 2003
С 13 по 14 ноября в Москве прошла конференция «Экологические проекты российских корпораций»

Руководители экологических подразделений крупнейших российских компаний-природопользователей – Газпром, Норильский Никель, Транснефть, ТНК-BP, представители консалтинговых и юридических компаний, руководители Министерства Природных Ресурсов, Минэкономразвития, комитета по экологии Государственной Думы РФ собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы становления экологической политики промышленных корпораций.

WWF приветствует тот факт, что российские компании наконец-то озаботились экологической проблематикой и рассматривают экологическую политику компании как фактор социальной ответственности, а также способ улучшения имиджа компании на международной арене. Однако, следует понимать, что обратить взоры корпораций на экологию прежде всего вынудили экономические реалии. Не секрет, что конкурентоспособность российских компаний на западных рынках определяется высоким экологическим сознанием среднего класса общества Западной Европы и Северной Америки. Поэтому в условиях усиления экспортной ориентации российской экономики экологическая составляющая будет играть все возрастающую роль в качестве инструмента проникновения отечественных компаний на рынки развитых стран.

При том, что WWF одобряет стремление компаний учитывать природоохранные требования, мы не считаем, что современная экологическая политика российских промышленных компаний отвечает интересам формирующегося российского гражданского общества. Это подтверждается тем фактом, что на конференцию не были приглашены ни представители общественности, ни представители природоохранных организаций. О многом говорят и темы докладов, представленных на конференции: «Практика противодействия экологическому шантажу» – подразумевается, шантажу природоохранных организаций, «Способы привлечения дополнительных средств на экологические проекты за счет неуплаченных платежей за загрязнение окружающей среды». Безусловно, компания «Норильский Никель» может позволить себе рассуждать о своей «высокой экологической ответственности» и «зелености», разрушив систему платежей за загрязнение окружающей среды нашей страны. В данном контексте напрашивается аналогия с компанией General Motors, в отношении которой в середине прошлого века в США был распространен следующий постулат: «Что хорошо для компании General Motors, то хорошо для Америки». Помнится, к каким печальным экологическим последствиям для Великих Американских озер привела эта идеология и сколько времени потребовалось США, чтобы найти пути выхода из сложившегося по причине такого подхода экологического кризиса. Стоит ли нашей стране идти по заранее тупиковому пути внедрения данной идеологии? Является ли то, что хорошо для компании Норильский Никель, крупнейшего российского загрязнителя окружающей среды, хорошо и для России?

© WWF России
Участники семинара в месте обнаружения популяции краснокнижного вида Венерин башмачок настоящий
© «Серебряная тайга» / Д. Кутепов
Помогите природе прямо сейчас!