Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Комментарий

16 декабря 2003

Из преамбулы приказа следует, что он издан «в целях повышения эффективности работы государственных природных заповедников и национальных парков», хотя любому руководителю заповедника или национального парка при ознакомлении с приказом будет очевидно, что эффект будет диаметрально противоположным – именно снижение эффективности работы.

На сегодняшний день «стандартный набор» заместителей директоров включает:

- в заповедниках: по охране территории, по научной работе, по экологическому просвещению, по общим вопросам;

- в национальных парках: по охране территории, главный лесничий (в ряде случаев главный лесничий и является заместителем директора по охране территории), по научной работе, по экологическому просвещению, туризму и рекреации, по общим вопросам.

Приказ вносит сумбур в устоявшуюся и зарекомендовавшую себя с положительной стороны структуру штатов государственных природных заповедников (апробирована в течении 11 последних лет) и национальных парков (апробирована в течении последних 3 лет).

Приказ искусственно усложняет структуру управленческого аппарата заповедников, вводя для 95 заповедников МПР России должность главного лесничего (такая должность существовала в заповедниках до 1992 года и именно это лицо руководило службой охраны, с 1992 года в связи с формированием специальной государственной инспекции по охране заповедников эта должность была упразднена и введена должность заместителя директора по охране (на которого должностными обязанностями возложен круг вопросов в сфере лесного хозяйства и с которыми до сих пор этот заместитель справлялся).

Приказ искусственно (и бессмысленно) дробит функции по охране территории между главным лесничим (мероприятия по охране лесов от лесонарушений, как косноязычно следует из приказа) и заместителем директора по охране окружающей среды и экологической безопасности (вопросы сохранения биоресурсов и биоразнообразия).

Приказ вопреки многолетней практике возлагает вопросы экологического мониторинга, включая мониторинг животного и растительного мира на заместителя директора по охране окружающей среды и экологической безопасности, тогда как во всех заповедниках это входило и должно входить в компетенцию заместителя директора по научной работе. Экологический мониторинг, как единственный объективный показатель состояния охраны территории заповедников, теперь изымается из ведения заместителя директора по науке и передается заместителю директора по охране очевидно для того, чтобы никто не мог объективно оценить состояние охраны или, вероятно, степень ее развала.

Приказ устанавливает также, что к числу основных функций заместителя директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму относятся и вопросы организации природоохранной деятельности. Одновременно приказ относит к числу основных функций заместителя директора по общим вопросам и вопросы охраны природных комплексов и объектов. При наличии фактически тех же основных функций у главного лесничего и зама по охране среды налицо перспектива дезорганизации природоохранной деятельности заповедников и национальных парков.

Приказ относит взаимодействие с правоохранительными органами к основным функциям зама по общим вопросам, тогда как эта сфера всегда относилась к компетенции заместителя по охране.

Приказ устанавливает для заповедников должность заместителя директора по науке, чем в ходит в противоречие с действующим Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации (в ред. от 23.04.96 г. № 527), согласно которому эта должность называется заместитель директора по научной работе. В этой связи возможная (в связи с выходом приказа) ликвидация должности заместителя директора по научной работе и введение должности заместителя директора по науке (с последующими кадровыми перемещениями) представляется неправомочной.

Приказ делает немыслимый виток бюрократизации в процессе согласования заместителей с соответствующими руководителями министерства. До сих пор только назначение заместителя директора по научной работе согласовывалось с профильным Департаментом, курирующим ООПТ (работники которого хорошо знают научные кадры в системе заповедников и национальных парков). Теперь же директора заповедников и национальных парков лишены самостоятельности в подборе всех своих заместителей и должны будут вести длительную переписку (о процедуре «бумагооборота» в МПР России наслышана вся России) с МПР России. Причем заместителя директора по науке будет согласовывать заместитель Министра, никогда не курирующий ООПТ и не представляющий положения дел в заповедниках и национальных парках. А заместителя директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму будет согласовывать заместитель Министра, курирующий финансово-экономический блок (и безнадежно далекий от проблем экологического образования и экотуризма).

Приказ фактически требует от директоров заповедников и национальных парков не просто внесения изменений в штатные расписания, вслед за этим директора должны будут «вывести за штат» ныне действующих замов и «подвесить» их, не назначая на новую должность незамедлительно, а направить соответствующее представление в Министерство. Не трудно предугадать, насколько все это способно осложнить психологическую обстановку в коллективах заповедников и национальных парков.

Приказ требует от директоров заповедников и парков ввести изменения в штатные расписания на 2004 год до 26 декабря 2003 г. В этом году приказом Министра уже был усложнен порядок согласования штатных расписания (теперь директора должны получать визу в Департаменте кадров, а само расписание согласовывает непосредственно курирующий ООПТ заместитель Министра. Значительная часть директоров уже согласовала эти расписания на 2004 год, значит им придется все делать заново.

Хочется отметить, что сам приказ подготовлен без учета мнения специалистов Департамента особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия МПР России, без учета мнения руководителей заповедников и национальных парков, вообще без учета мнения людей, что- либо знающих о работе заповедников и национальных парков. Налицо очередной шаг МПР России, направленный на дестабилизацию работы системы федеральной системы государственных природных заповедников и национальных парков.

Назад к пресс-релизу WWF России

Помогите природе прямо сейчас!