Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Каким может быть туризм на заповедной территории

18 апреля 2012
Семинар по развитию экологического туризма для 14 заповедников и 3 национальных парков организовал WWF России и Координационный Совет директоров заповедников и нацпарков юга Дальнего Востока на базе Морского заповедника

Споры о том, возможно ли развитие туризма на заповедных территориях среди защитников природы не утихают который год. Мнений высказывается много, но время расставляет свои акценты. В России 101 заповедник. Самому старому – Баргузинскому - более 95 лет. Главная задача отделов экологического просвещения заповедников – формирование позитивного отношения местных жителей к заповеднику, чтобы предотвратить браконьерство, поджоги, нелегальные рубки.

А можно ли как-то по-другому сегодня выстраивать отношения с жителями, чтобы заповедник не только знали, но и любили, нуждались в нем, старались беречь и развивать? Для этого надо менять внутреннюю установку специалистов заповедников от традиционного «ничего нельзя» на развитие туризма. И лучше начать думать в этом направлении самим, чем потом об этом подумает кто-то со стороны.

Так решил Координационный Совет директоров заповедников юга Дальнего Востока в октябре 2011 года и обратился к Амурскому филиалу WWF с просьбой подготовить семинар по развитию экологического туризма. Для организации такого важного дела сотрудники WWF позвонили в Минприроды России, где им рекомендовали опыт лучших заповедников и нацпарков России.

«Почему весь мир гордится своими охраняемыми природными территориями, а в России отношение к заповедникам чуть ли не негативное? Потому что нельзя любить то, чего не знаешь! - комментирует директор Амурского филиала WWF России, кандидат биологических наук Юрий Дарман. - В последних поправках в Закон об особо охраняемых природных территориях в декабре 2011 года кроме функций охраны, изучения и просвещения у заповедников появилась четвертая функция - развитие познавательного туризма. Имидж заповедников, их бренд будет способствовать привлечению внимания к природе не только ради получения дополнительных доходов, но и для того, чтобы заповедники перестали гореть, чтобы в них прекратилось браконьерство. Научно-технические советы заповедников определят зоны, в которых возможно развитие туризма, рассчитают рекреационную нагрузку и одобрят маршруты. А потом будут привлекать бизнес для строительства туристической инфраструктуры в охранных зонах и на биосферных полигонах. 5 апреля в Приморье создан третий в крае национальный парк «Земля леопарда». Надеюсь, что благодаря развитию экологического туризма он станет экономически выгоден местному населению. Это - будущее уникальной территории».

В апреле 44 специалиста приехали в Приморье на остров Попова в визит-центр Дальневосточного государственного биосферного морского заповедника. Участниками семинара стали директора 14 дальневосточных заповедников и 3 национальных парков, их замы по экологическому просвещению, а также гости, они же ведущие семинара - директор Алтайского биосферного заповедника Игорь Калмыков со своим заместителем Светланой Щигревой и директор национального парка «Смоленское Поозерье» Александр Кочергин с заместителем по науке Геннадием Косенковым и по экологическому просвещению – Венерой Астаховой.

Многие заповедники уже имеют туристические объекты на своих территориях. Существуют проблемы с организацией работы. Кем должны быть заповедники? Туроператорами, турагентами или третьими лицами, предоставляющими туристические услуги лицензированному туроператору? По общему мнению специалистов по экологическому просвещению заповедников правильнее – быть третьим лицом. Заповедник разрабатывает экскурсионные маршруты, делает их паспорта, сертифицирует в соответствии с современными требованиями и продвигает как туристическую услугу. А туристические фирмы организуют поток туристов. В любом случае – пришли другие времена и заповедникам нужно быть готовым к переменам, чтобы суметь и природу сохранить, и получить поддержку местного населения.

Директора заповедников и нацпарков - на экологической тропе Дальневосточного морского заповедника на о. Попова
© Светлана Титова / WWF России
Директор Амурского филиал WWF Юрий Дарман (слева) советуется с директором нацпарка «Смоленское Поозерье» Александром Кочергиным
© Светлана Титова / WWF России
Участников семинара консультирует заместитель директора по экопросвещению и туризму национального парка «Смоленское Поозерье» Венера Астахова (слева)
© Светлана Титова / WWF России
Директора посетили палеодеревню на острове Попова
© Светлана Титова / WWF России
На экскурсии в музее Морского заповедника морских обитателей можно потрогать руками
© Светлана Титова / WWF России
О научной работе Уссурийского заповедника рассказывает гостям директор Андрей Котляр (в центре)
© Светлана Титова / WWF России
На семинаре директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков и его заместитель Светлана Щигрева рассказывали о развитии туризма в заповеднике. А в Приморье на «Земле леопарда» они сами впервые побывали на тропе леопарда
© Светлана Титова / WWF России
Помогите природе прямо сейчас!