Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

К хозяйственному освоению Арктики нельзя приступать, не оценив все риски

20 сентября 2011
WWF сформулировал свою позицию по разведке и добычи нефти и газа, а также о судоходстве в Арктике, которую фонд озвучит во время выступления на Втором международном форуме «Арктика-территория диалога» в Архангельске.

Арктический форум откроется 22 сентября и станет площадкой для обсуждения насущных проблем хозяйственного освоения и охраны природы арктического региона.

Арктика является одним из самых уязвимых регионов с точки зрения климатических изменений. Одно из ключевых проявлений этого - сокращение ледяного покрова в последние десятилетия - в 2011 повторен рекорд 2007 года: на сентябрь 2011 года площадь ледяного покрова составила лишь 4,2 млн. кв. км (рис 1). Еще более наглядна динамика изменения общего объема льда в Арктике: 2011 году был поставлен рекорд – минимум объема льда с 1979 года - 4,3 тыс. куб. км.

В результате сокращения ледяного покрова арктические воды становятся более доступными для хозяйственного освоения и использования. Речь, прежде всего, идет об увеличении судоходства через арктические воды, а также усилении нефтегазового освоения Арктики и транспортировки углеводородов, в частности, добытых на Арктическом шельфе. Так, в 2011 в начале сентября полностью ото льда был свободен северный морской путь (см. рис 2).

По мнению WWF, говоря о вовлечении Арктики в промышленное освоение и при рассмотрении существующих рисков, необходимо особое внимание уделять именно «углеводородной экспансии» в регион, включая всю производственную цепочку – разведка, добыча, транспортировка. WWF считает, что одной из адаптационных мер к изменению климата и связанных с этим промышленным развитием является, прежде всего, минимизация антропогенных стрессов для экосистемы Арктики.

В этой связи WWF настаивает, что до начала реализации каких-либо крупных проектов, будь то разведка и добыча нефти и газа или увеличение судоходства в регионе, необходимо:

1) Оценить устойчивость экосистем Арктики и их способность адаптироваться к увеличению антропогенной нагрузки. Слишком мало известно об арктических экосистемах и даже про отдельные виды – о путях миграции млекопитающих (морж, белый медведь), о реакции экосистемы на попадание в нее нефти, о влиянии шума от рутинных работ на китообразных, о способности экосистем восстанавливаться в случае техногенной катастрофы.

2) Гарантировать, что экологические риски, связанные с хозяйственным освоением региона, являются действительно допустимыми и управляемыми. Речь идет, прежде всего, об угрозах разлива нефти в процессе разведки, добычи и транспортировки, а также минимизации иных видов воздействия на экосистемы и отдельные виды, таких как, например, «шумовое» загрязнение.

3) Выработать региональные механизмы координации и сотрудничества при возникновении разливов или иных критических ситуаций, а также обеспечить на национальном законодательном уровне соблюдение высочайших экологических требований при разработке и реализации любых проектов в водах Арктики.   Последствия аварий в Арктике во многих случаях будет иметь трансграничный эффект. WWF считает, что необходимо совершенствование и приведение к единым или схожим экологическим стандартам национальных нормативов, определяющих порядок подготовки и реализации нефтегазовых проектов и требований к технической инфраструктуре (платформам, буровому оборудованию, судам). Например, в России одним из условий развития добычи углеводородов на шельфе Арктики должно стать преодоление пробелов и противоречий в национальном законодательстве в области защиты морской среды от загрязнения нефтью. Неправительственные экологические организации России совместно с рядом депутатов Государственной Думы ФС РФ на протяжении последних десяти лет добивались принятия полноценного Федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения». Данная инициатива была поддержана ведущими министерствами (МЧС, Минтранс, Минсельхоз и др.), а также законодательными собраниями приморских регионов страны. Аналогичная позиция содержится в поручениях Президента Д.А. Медведева.

4) Сделать информацию о проектах в Арктике открытой и доступной. Одним из наиболее существенных рисков, по мнению WWF, является информационная закрытость проектов. Недопустимо, чтобы важная информация о готовности к нефтеразливам и соответствии техническим и экологическим требованиям была закрыта от общественности и независимых экспертов и специалистов.  Так, например, в проекте по Приразломной компании «Газпромнефтьшельф», общественные организации столкнулись с высоким уровнем закрытости информации, из-за этого было сорвано проведение общественной экологической экспертизы. 

Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивает: до тех пор, пока не заполнены перечисленные пробелы, добыча углеводородов на Арктическом шельфе недопустима.

Необходим открытый диалог и обмен всей имеющейся информацией между заинтересованными сторонами – государством, компаниями, общественными организациями, коренным населением, - для выработки комплекса мер (научные исследования, международные соглашения и т.п.) и заполнения указанных выше пробелов. Для этого нужно шире использовать уже существующие механизмы, как например Арктический совет, национальные структуры (Госсовет в России, Национальный Энергетический Совет в Канаде). Кроме того, необходимо использовать и новый международный механизм, инициированный Президентом РФ в июне 2010 в Торонто на встрече G20 - процесса Global marine environment protection (GMEP), в рамках которого будет создаваться механизм для обмена лучшими практиками безопасной добычи нефти на шельфе, в том числе и в условиях ледовых арктических морей.

Арктика – слишком хрупкая и ценная экосистема, чтобы приступать к ее масштабному хозяйственному освоению неподготовленными, не минимизировав возможные риски и не умея управлять этими рисками, не имея необходимых правовых и финансовых инструментов регионального сотрудничества.

© WWF Canon - Sindre Kinnerod
Рис. 1 - Открытие Северного морского пути
© WWF Canon - Sindre Kinnerod
Уменьшение площади арктических льдов в разные года
© WWF Canon - Sindre Kinnerod
Помогите природе прямо сейчас!