Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

И снова «нелегалка»...

25 февраля 2003
Кампания WWF по борьбе с нелегальной заготовкой и реализацией древесины на Дальнем Востоке России дает результаты

В октябре 2002 г. по инициативе Всемирного фонда дикой природы распоряжением Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону на территории района имени Лазо Хабаровского края и Дальнереченского района Приморского края был организован оперативный рейд трех антибраконьерских бригад Специнспекции «Тигр» МПР РФ.

Такая масштабная спецоперация в рамках кампании WWF по борьбе с нелегальными рубками на Дальнем Востоке России была проведена впервые. Рейд предварила встреча специалистов Лесной программы WWF, инспекторов антибраконьерских бригад «Кедр», Восточной и Хабаровской, Специнспекции «Тигр» МПР РФ с журналистами экологических пресс-клубов Приморского, Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. На встрече были представлены главные направления нового проекта Всемирного фонда дикой природы «Обеспечение условий для долгосрочного сохранения природы Дальневосточного экорегиона», одним из которых является борьба с нелегальными рубками в лесах Южного Сихотэ-Алиня и Хинганского модельного района.

Предварительная оценка результатов рейда показала, что проблема нелегальной заготовки и транспортировки древесины для Хабаровского края является не менее острой, чем для Приморья. На юге Хабаровского края идет массовая вырубка ценных пород древесины: кедра, липы, ясеня, дуба. Существующая система не позволяет краевой государственной лесной охране обеспечивать эффективный контроль над использованием лесных ресурсов. Сотрудники группы «Кедр» специнспекции «Тигр» (4 инспектора) запротоколировали за 5 дней рейда 5 «самоволок» общим объемом более 600 кубометров.

Особое беспокойство WWF вызвали участившиеся факты нелегальных рубок на охраняемых территориях. Так, в результате рейда на территории Матайского заказника, созданного по инициативе Фонда для сохранения кормовой базы амурского тигра, выявлена нелегальная заготовка 514 кубометров древесины, из них 167 кубометров пришлось на кедр.

Выражая свою озабоченность происходящими событиями, WWF обратился в Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Дальневосточному федеральному округу с просьбой о создании специальной комиссии для проведения дополнительной проверки использования лесного фонда на территории заказника. Кроме того, Всемирный фонд дикой природы обратился с аналогичной просьбой к губернатору Хабаровского края В.И. Ишаеву, так как заказник является частью Подарка планете Земля от Хабаровского края.

18 декабря 2002 г. Министр природных ресурсов Хабаровского края Почеревин Г.Е. направил в адрес Всемирного фонда дикой природы официальный ответ.

В письме Правительство края выражает обеспокоенность сложившимся положением вокруг повышенного спроса на древесину ценных пород и, связанным с этим, ростом фактов незаконной заготовки древесины, а также сообщает о ряде мер предпринимаемых Правительством по усилению своей координирующей роли в области государственного контроля над состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда.

В феврале 2003 года в Главное управление окружающей среды по Хабаровскому краю, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, межрайонную природоохранную прокуратуру, главе района им. Лазо Хабаровского края поступила докладная записка от директора Хорского лесхоза Мотрука Б.В.

Директор подробно описал трудности, с которыми сталкивается лесхоз: «При проведении проверок и рейдов выявлено незаконно заготовленной древесины почти на 30 миллионов рублей. Передано в следственные органы и принято ими 51 дело. Но на треть из них лесхоз даже ответа не получил, еще 8 приостановлено, а два вовсе прекращены. Только в январе 2003 года самовольными рубками заготовлено 530 кубометров леса». По мнению директора лесхоза, хищение государственного имущества в столь крупных размерах продолжается потому, что благодаря сильной юридической поддержке лесных браконьеров и слабой организации работы судов по рассмотрению дел о лесонарушениях, виновные не несут наказания.

Следует отметить, что усиление нелегальных рубок происходит при наличии глубокого системного кризиса в органах государственного управления лесами. По словам Б.В.Мотрука, лесхоз испытывает большие трудности с финансированием, транспортом, недостаточно обеспечен специалистами и радиосвязью. С прошлого года лесхоз лишен практически всех источников собственных средств, бюджетом не финансируется основная деятельность лесхоза, включая охрану леса, подготовку к пожароопасному периоду, работы по лесовосстановлению.

На очередном заседании координационного совета, которое состоялось в феврале 2003 года при главе администрации района им. Лазо, обсуждался вопрос о мерах по пресечению незаконных заготовок древесины.

Исполняющий обязанности главы района Николай Вихорев заявил собравшимся руководителям правоохранительных органов и лесхозов, что администрация района не может дальше мириться с тем, что немалая часть деловой древесины как нелегально заготавливается, так нелегально и реализуется. Тем самым, хищнически уничтожаются природные ресурсы, а бюджет теряет большие суммы платежей. Участники заседания высказали ряд предложений, касающихся упорядочения лесопользования, возобновления работы постов милиции совместно с лесхозами, хранения и реализации конфискованной незаконно заготовленной древесины, организации сбора информации о транспортировке древесины органами МВД и лесхозами. Средствам массовой информации района предложено доводить до населения информацию о деятельности правоохранительных органов и лесхозов, направленную на борьбу с незаконными заготовками, вывозкой, арестами такой древесины и ее последующей реализации.

19 февраля в Хабаровске в аппарате Полномочного представителя Президента поДальневосточному федеральному округу прошло заседание межведомственная комиссии по безопасности в сфере экономики , которая обсудила вопрос «О соблюдении действующего законодательства и государственной политики по эффективному использованию природных ресурсов».

Во время заседания Полномочный представитель Президента Пуликовский Б.К., отметил, что один из ключевых вопросов в решении проблемы - повышение эффективности использования природных ресурсов. В итоге было выделено два основных направления:

1. ДОБИТЬСЯ СУЩЕСТВЕННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ НЕЭФФЕКТИВНОГО И НЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

2. РАЗРАБОТАТЬ КОМПЛЕКС МЕР ПО УВЕЛИЧЕНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА СЧЕТ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ СТРАНЫ.

В результате работы комиссии по совершенствованию лесопользования были сформулированы предложения, направленные на наведение порядка в лесном секторе.

Совместно с органами государственной власти всех уровней и заинтересованными министерствами (МПР, МПС, ГТК): провести реорганизацию лесхозов с разделением государственных функций управления и хозяйственной деятельности; обеспечить 100% бюджетного финансирования государственных функций лесных служб; разработать и ввести в действие Единый сертификат на лесоматериалы, как документ строгой отчетности при заготовке, перемещении, хранении, купле-продаже и экспорте древесины; регламентировать и упорядочить процесс складирования, сортировки и отгрузки лесопродукции.

Ряд предложений касается изменения законодательных актов федерального уровня: в течение первого полугодия 2003 года на федеральном уровне разработать нормативный документ «О лицензировании деятельности по использованию лесного фонда» и «Об обязательной сертификации древесины отпускаемой на корню» согласно статьям 71 и 81 ЛК РФ; внести изменения и дополнения в Постановление Правительства РФ N18 от 15/01/1999г. «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород», ужесточающие порядок лицензирования и квотирования экспорта древесины ценных пород; ужесточить наказание, предусмотренное ст. 260 УК РФ «Незаконная порубка деревьев и кустарников»; разработать и принять нормативный документ «Опорядке изъятия, учета, хранения и реализации незаконно заготовленной древесины, орудий ее добычи и использованных транспортных средств»; принять решение поболее детальной дифференциации вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину и продукцию ее переработки, увеличить пошлины на вывоз необработанной древесины, уменьшить пошлины на экспорт продуктов переработки древесины и импорт нового технологического оборудования для лесоперерабатывающей промышленности.

WWF положительно оценивает предложения межведомственной комиссии, они охватывает практически всю цепочку от заготовки и транспортировки до реализации и экспорта лесной продукции. К недостаткам следует отнести предложение использовать статью 71 Лесного кодекса об обязательной сертификации древесины отпускаемой на корню, как эффективную меру по усилению контроля над использованием лесных ресурсов. На сегодняшний день эта статья противоречит действующему законодательству по сертификации продукции, и не может обеспечить действенной системы контроля. Значительно более эффективным механизмом может стать введение надежной системы учета и маркировки, гарантирующей легальность происхождения лесной продукции.

Предложения комиссии строятся преимущественно на совершенствовании административной системы управления и ограничений, слабо используя экономические рычаги, что не стимулирует продвижение самих лесозаготовителей в сторону легального и ответственного ведения бизнеса. Не предусмотрено использование возможности добровольной лесной сертификации - действительно эффективного механизма достижения поставленных целей.

Помогите природе прямо сейчас!