Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Экологи обсудили проект Лесного кодекса с Минэкономразвития

26 марта 2004
В этом вопросе достигнуты определенные успехи

Во встрече приняли участие М.М. Циканов (МЭРТ), Птичников А.В. (WWF России), С. А. Цыпленков, А. Ю. Ярошенко, М. Крейндлин (Гринпис России), а также ряд сотрудников МЭРТ. В настоящее время МЭРТ является ведущим ведомством по разработке проекта Лесного кодекса, который уже получил одобрение правительства и в ближайшее время будет передан в Государственную Думу для рассмотрения.

Неправительственные организации России, включая WWF, Гринпис, Центр охраны дикой природы, Социально-экологический союз, Международный союз охраны природы, Движение дружин по охране природы (ДОП) неоднократно письменно обращались к президенту В.В. Путину, в правительство РФ, к разработчикам нового Лесного Кодекса по поводу существенных недостатков в проекте, критиковали келейность подхода к его разработке, проводили акции с целью недопущения принятия «сырого» кодекса. И вот наконец голос общественности был услышан разработчиками.

Со стороны неправительственных организаций была выражена озабоченность закрытостью процесса подготовки Лесного кодекса не только от общественности, но даже от лесопромышленников и лесной службы. Отмечено, что в странах с наиболее развитым лесным сектором, таких как Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, подготовке Лесного кодекса предшествовали годы согласования интересов экономических, социальных и экологических групп, что позволило принять согласованную Лесную политику и только затем, на ее основе – Лесной Кодекс. В России же согласования интересов как такового не происходило, а сроки рассмотрения проекта Лесного кодекса были поистине стахановскими – с начала февраля по конец марта 2004 г. В этих условиях невозможно учесть всего разнообразия условий и интересов в Лесном секторе России, что может привести к необходимости разработки через некоторое время очередного, четвертого по счету Лесного кодекса за последние 15 лет.

Неправительственные организации считают, что перед представлением в Думу в проект Лесного кодекса следует внести следующие принципиальные изменения, касающиеся того , что:

  • Лес - не просто государственное имущество, которому надо побыстрее найти эффективного собственника, а особого рода природный ресурс, имеющий не только экономическое, но и жизнеобеспечивающее экологическое значение - "основа жизни и деятельности народов” (ст. 9 Конституции России).
  • Тотальная передача земель лесного фонда в частную собственность является опасной для будущего России. Допускаемая законопроектом передача некоторых категорий защитных лесов в частную собственность, ослабит их защитные и экологические функции. Не надо создавать основу для конфликта интересов собственника и общественными интересами - все защитные леса должны оставаться в государственной собственности.
  • Неприемлемо положение законопроекта, позволяющее арендаторам и собственникам ограничивать по своей воле пребывание граждан в лесах. Все лазейки для такого ограничения должны быть устранены из законопроекта. Лишь органы власти или суд в определенных законом случаях могут вводить ограничения на пребывание в лесах.
  • Законопроект не допускает существование особо охраняемых природных территорий в составе лесного фонда. Введение в действие этого Кодекса будет означать уничтожение региональных и местных особо охраняемых природных территорий, и будет препятствовать созданию новых. В Кодексе должна быть предусмотрена возможность создания особо охраняемых территорий на землях лесного фонда.
  • Законопроект ослабляет ограничения на лесопользование в защитных лесах. Это приведёт к их вырубке, в том числе под видом санитарных рубок и рубок ухода, и нанесёт непоправимый ущерб защитным и экологическим функциям этих лесов. Ослабление ограничений на лесопользование в защитных лесах должно быть устранено из законопроекта.
  • Законопроект предрешает разрушение системы лесхозов, не отвечая на вопрос, как будет на районном уровне организована рутинная работа по охране и защите леса. В законопроекте должны быть четко определены полномочия государственных органов районного уровня по управлению лесами.

Соответствующие предложения по совершенствованию Кодекса, а также новая редакция ряда статей, были переданы М.М. Циканову.

Стороны обсудили вопросы частной собственности на участки Лесного фонда. М. Циканов информировал, что по мнению разработчиков кодекса частная собственность, наряду с прозрачностью доступа к лесным ресурсам является краеугольным камнем новой модели хозяйствования в лесу, направленной на вывод лесного сектора из длительной стагнации и привлечения инвестиций. Неправительственные организации выразили озабоченность форсированием введения частной собственности на леса, так как, по их мнению, а также мнению большинства лесопромышленников, вопросы повышения инвестиционной привлекательности лесных участков лежат скорее в области дебюрократизации органов управления лесами, получения леса в долгосрочную аренду, совершенствовании планирования в лесу и переходу на более гибкие правила лесопользования, нежели в области собственности на лесные участки.

По мнению WWF, основанном на опыте проекта Фонда  «Псковский модельный лес», рыночная стоимость леса и получаемый с него доход растут быстрее всего при переходе лесопользователя на иную (скандинавскую) систему рубок и восстановления леса, продемонстрированной проектом на практике. Собственность на лесные ресурсы является при этом далеко не первостепенным вопросом. Экологические организации считают, что данный вопрос нуждается в дополнительной проработке.

Зам. министра согласился с необходимостью доработки положений кодекса с участием общественных организаций, и в частности по вопросам свободного пребывания граждан в лесах, совершенствования положений по лесопользованию в защитных лесах. Обсуждались и были приняты к сведению предложения экологических организаций по доработке кодекса в плане сохранения законного статуса региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сохранения в будущем возможности создания новых ООПТ на землях лесного фонда. Соответствующие предложения будут направлены в МЭРТ. Дополнительно М.М. Цикановым предложено организовать рабочую встречу по стратегии развития ООПТ с участием общественности. В свою очередь неправительственные организации приняли к сведению информацию МЭРТ о том, что планируется в том или ином виде сохранить органы управления и распоряжения лесами на районном уровне, как филиалы региональных лесных агентств.

Экологи планируют продолжить работу с МЭРТ по доработке Кодекса, для чего в ближайшее время передадут в министерство ряд дополнительных предложений.

© WWF России
© WWF России
© WWF России
© WWF России / К. Кобяков
Пожар на Сухановском перевале (Приморье) в этом году
© WWF России / Г. Лихачев
Воздуходувки-распрыскиватели и другое противопожарное оборудование, закупленное WWF для пограничников
© WWF России / Е. Старостина
Обновление противопожарных полос
© WWF России / Г. Лихачев
Помогите природе прямо сейчас!