Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Экологи не оставят судьбу Байкала без внимания

04 мая 2006
WWF России, Гринпис, Международный Социально-Экологический Союз и Центр охраны дикой природы обсудили сегодня на пресс-конференции итоги протестных действий по защите Байкала.

По мнению экологов, опасность строительства нефтепровода вблизи Байкала значительно снизилась, однако эта тема по-прежнему далеко не исчерпана. Кроме того, строительство нефтепровода - всего лишь одна из многих угроз, способных причинить непоправимый вред уникальному озеру. Организаторы пресс-конференции считают, что ряд проблем, связанных с Байкалом, продолжает замалчиваться.

WWF России выступает за скорейшее внесение поправок в закон об охране озера Байкал, направленных на обеспечение экологической безопасности этого региона. Об этом заявил на пресс-конференции 4 мая директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц. По мнению Шварца, границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории должны совпадать с границами водосборного бассейна озера, которое, как известно, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. «Кроме того, необходим законодательный запрет на экологически необоснованную хозяйственную деятельность в окрестностях Байкала», — отметил директор по природоохранной политике WWF России.

Кроме того, Шварц предупредил об опасности экологических катастроф. Он считает, что должны учитываться национальные интересы, а не интересы одной отдельно взятой компании. По его мнению, строительство нефтепровода по тому проекту, который изначально выбрала компания «Транснефть» представлял собой неоправданный риск для озера Байкал. Он заявил о том, что первого результата удалось добиться, и далее экологи намерены добиваться того, чтобы решение президента было реализовано, то есть трасса нефтепровода была вынесена за пределы водосборного бассейна Байкала.

Свою озобоченность дальнейшей судьбой Байкала высказали и другие природоохранные организации. «Мы будем продолжать наши действия, так как все еще есть силы, которые хотят пролоббировать прохождение нефтепровода «Транснефти» возле Байкала«. - сказал эксперт Лесной программы »Гринпис« России Михаил Крейндлин. »Мы опасаемся за судьбу Байкала в связи прокладкой очень проблемного трубопровода, у его берегов", - заявил генеральный директор Центра охраны дикой природы России Алексей Зименко.

Участники пресс-конференции отметили также, что, по их мнению, целесообразнее было бы строить нефтепровод на 100-120 километров севернее Байкала, так как на расстоянии 40 километров не исключена вероятность сейсмической активности.

История с трубопроводом Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) показала, что решения о реализации крупных экономических проектов зачастую принимаются без учета общенациональных и государственных интересов в угоду конкретным хозяйствующим субъектам. «За три года «Транснефть» не удосужилась проработать и вынести на обсуждение альтернативный вариант прокладки трубопровода. Министерство природных ресурсов, Минтранс и МЭРТ фактически самоустранились от решения проблемы, в результате потребовалось вмешательство президента», — напомнил Шварц. Свою задачу на данном этапе WWF России видит в том, чтобы проконтролировать четкое исполнение договоренности о выводе нефтепровода за пределы водосборного бассейна Байкала и не допустить возврата к первоначальному варианту маршрута.

Напомним, трубопровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) — второй по масштабам инфраструктурный проект в Сибири после Байкало-Амурской магистрали. Общая протяженность ВСТО составит 4 тыс. 188 км. Инвестором, строителем и оператором проекта является ОАО «Транснефть».

Первый этап строительства ВСТО обойдется в $6,65 млрд, а общая стоимость оценивается в $11,5 млрд. Изначально планировалось, что трубопровод пройдет в 800 метрах от берега озера Байкал — в сейсмоактивной зоне. Это вызвало многочисленные протесты жителей Прибайкалья, местных властей и экологов, которые говорили об опасности загрязнения озера в случае землетрясения.

Президент Владимир Путин в конце апреля на совещании с главами сибирских регионов в Томске распорядился провести участок нефтепровода ВСТО в районе северной окраины Байкала за пределами водозаборной и сейсмических зон — более чем в 40 км от озера.

В ближайшие два месяца «Транснефть» определит новый маршрут. Технико-экономическое обоснование для него еще не разработано, на это понадобится несколько месяцев. Дополнительные расходы «Транснефти» на прокладку нефтепровода по новому маршруту оцениваются в $1 млрд.

Байкал — одно из древнейших озер Земли, его возраст насчитывает около 20 млн лет. Это самое глубокое озеро в мире (1637 м). Объем воды в Байкале около 23 тыс. кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В озере обитают более 2 тыс. 600 видов животных и 1 тыс. видов растений. Длина береговой линии около 1 тыс. 850 км, площадь водного зеркала — 31 тыс. 470 кв. км.

© WWF России / Игорь Честин
Афиша Фестиваля
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!