Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Эффективны ли ООПТ России?

16 мая 2002
Подведены предварительные итоги работы по оценке эффективности управления федеральной системой ООПТ России

В совещании приняли участие заместитель Министра природных ресурсов России М.Е. Яковенко, помощник Министра Е.А.Александрова, начальник Управления особо охраняемых территорий В.А.Пищелев, лидеры региональных ассоциаций заповедников и национальных парков Дальнего Востока, Алтае-Саянского региона, Северо-Запада России, Центрального Черноземья, зарубежные и ведущие отечественные эксперты в области управления ООПТ - представители неправительственных природоохранных организаций (WWF, Международный союз охраны природы (IUCN), Партнерство для заповедников, Центр охраны дикой природы, Балтийский фонд природы и др.), Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, учреждений высшего образования и науки.

На совещании подведены итоги работы, проведенной в рамках глобальной международной инициативы WWF и IUCN, поддержанной Всемирным банком. Целью проекта была всесторонняя оценка условий и эффективности управления федеральными ООПТ Росии (государственными природными заповедниками, национальными парками, федеральными заказниками), а также ряда региональных ООПТ, созданных в рамках реализации программы WWF «Живая Планета» в ряде регионов (природные парки, ресурсные резерваты, заказники) по международной методике, разработанной WWF в соответствии с рекомендациями IUCN.

Эффективность управления ООПТ - одна из семи основных тем, намеченных для обсуждения на предстоящем в сентябре 2003 г. в ЮАР Всемирном конгрессе по охраняемым территориям (крупнейшем международном форуме в этой области, проводимым раз в 10 лет). Апробация и практическое применение международной методики оценки эффективности управления ООПТ, подготовленные по ее итогам выводы и рекомендации - существенный вклад России в подготовку Конгресса.

Ранее эта Методика была апробирована во Франции, Алжире, Габоне, Китае и Бутане, однако масштаб проведенной в России работы (выполненной за счет средств WWF), в ходе которой было охвачено 197 ООПТ (во всех федеральных округах), уникален и не имеет прецедента.

В оценке условий и эффективности управления российской системы ООПТ в 2001-2002 гг. приняли участие более 270 руководителей и специалистов ООПТ, органов госуправления, а также зарубежных и отечественных экспертов из общественных и научных организаций, имеющих многолетний опыт работы в данной области.

На совещании были представлены и обсуждены основные результаты проведенной оценки. Они убедительно и наглядно показывают, что федеральные ООПТ России имеют значительную экологическую и социально-экономическую ценность, играют важную роль в сохранении биологического разнообразия и обеспечении устойчивого развития российских регионов и страны в целом.

С другой стороны, ООПТ России испытывают значительные негативные воздействия, нарушающие их целостность и снижающих экологическую и иную значимость. Среди этих воздействий наиболее существенны пожары (частота и разрушительная сила которых возрастают в связи с деятельностью человека), загрязнение, рубки леса, охота и иные виды прямого воздействия на растительный и животный мир. В целом, вопросам выявления основных угроз и влияния антропогенных воздействий на ООПТ было уделено значительное внимание на состоявшемся совещании.

В ходе совещания были проанализированы сильные и слабые стороны государственного управления федеральными ООПТ, главным образом заповедниками и национальными парками. При этом отмечено, что за последние 10 лет, несмотря на непростую экономическую и социально-политическую ситуацию, проделана масштабная работа, определившая многие сильные стороны управления современной системой заповедников и национальных парков. Такими сильными сторонами, в частности, являются:

  • сформированная достаточно мощная правовая база;
  • существенно улучшенная организация деятельности служб охраны ООПТ;
  • значительное снижение масштабов «внутреннего» воздействия на экосистемы заповедников (уменьшение объемов допустимых рубок, прекращение «борьбы» с хищниками и регуляционных отстрелов копытных);
  • апробация практики создания биосферных полигонов заповедников;
  • сохранение позитивных наработок и традиций «заповедной» науки, адаптация ее к современным условиям, привлечение новых квалифицированных научных кадров;
  • масштабы и социальная направленность экопросветительской работы на ООПТ;
  • сложившаяся практика ежегодного обобщения, анализа и публикации итогов основной и финансовой деятельности заповедников и национальных парков;
  • апробация и внедрение новых методов среднесрочного планирования деятельности ООПТ;
  • разработка и принятие программных документов («Основные направления развития и организации деятельности государственных заповедников и национальных парков на период до 2010 года», проект «Стратегии управления национальными парками России»);
  • осуществление последовательной политики по интеграции ООПТ в социально-экономическую структуру регионов;
  • сосредоточение государственного управления заповедниками и национальными парками в едином федеральном органе исполнительной власти.

В то же время наиболее существенными слабыми сторонами в данной сфере, препятствующими эффективному управлению являются:

  • профессионально слабый (в целом) кадровый состав работников ООПТ (ключевая причина - низкий уровень оплаты труда, предельно затрудняющий подбор сотрудников);
  • отсутствие системы обучения и повышения квалификации работников ООПТ;
  • низкий уровень технической оснащенности;
  • ощутимый дефицит бюджетного финансирования;
  • значительные объемы рубок леса и неурегулированность иных вопросов природопользования в большинстве национальных парков;
  • отсутствие систематической практики использования результатов научной деятельности заповедников и национальных парков для разработки мер по охране их экосистем;
  • низкий уровень планирования основной деятельности ООПТ;
  • нежелание и неумение ряда заповедников и национальных парков вести экономическую политику, адаптированную к современным условиям;
  • нехватка квалифицированных специалистов в области заповедного дела в современном МПР России.

В выступлениях участников совещания оценка условий и эффективности управления ООПТ была дополнена. При этом подчеркивалось, что целью повышения эффективности управления ООПТ является сохранение их биологического и ландшафтного разнообразия.

На основе результатов проведенной оценки и с учетом мнений экспертов, WWF России предложил комплекс мер, направленных на повышение эффективности управления федеральной системой заповедников и национальных парков по следующим направлениям:

  • органа природных комплексов и регулирование использования природных ресурсов;
  • организация научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности;
  • осуществление государственного управления, в т.ч. финансовая и кадровая политика.

Предложенные меры были единодушно поддержаны участниками совещания. Заместитель Министра М.Е. Яковенко выразил готовность МПР России изучить возможности применения методики WWF для систематической оценки эффективности управления ООПТ, внимательно рассмотреть предложенные WWF России меры по совершенствованию управления ООПТ и продолжить сотрудничество и взаимодействие в этой области.

Материалы оценки будут обобщены с учетом обсуждения на прошедшем совещании и станут доступны для специалистов и общественности в июле-августе этого года.

© WWF России
© WWF России
Через такие терминалы теперь можно внести пожертвование в WWF
© WWF России
Так выглядит первый экран терминалов QIWI (КИВИ)
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!