Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Долгожданный закон о рыболовстве - против рыбаков

04 февраля 2005
По мнению специалистов WWF России, федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» требует серьёзной переработки и комплексного рассмотрения вместе со всеми подзаконными актами.

Закон о рыболовстве после долгих лет творческого труда и шлифовки был подписан и вступил в силу 20 декабря 2004 года. Однако, закон не может заработать без 42 подзаконных актов, упомянутых в тексте закона.

Создан хороший инструмент для давления со стороны чиновников на остатки рыбной промышленности. Несмотря на декларацию приоритета сохранения морских биоресурсов, закон не является инструментом для такого сохранения. Скорее, он ведёт к процветанию коррупции и поощрению браконьерства во вред морским биологическим ресурсам. За благосклонность чиновников при выдаче разрешений и одобрений надо платить, и единственным источником этих платежей может быть браконьерский промысел. При этом закон даже не упоминает ответственность государства перед рыбаками или какие-либо компенсации в случае задержек с выдачей разрешений, прекращении прав пользования или установления необоснованных ограничений после предоставления прав пользования.

В законе о рыболовстве должен быть определён основной принцип государственного подхода к рыболовству – устойчивое экономическое развитие промышленности и устойчивое использование водных биоресурсов. Также закон должен определить чёткие границы для работы предпринимателей и государственного вмешательства. К сожалению, этого в законе нет.

Всё, не сформулированное и нечёткое, отдано в распоряжение чиновников разных уровней исполнительной власти для написания подзаконных актов, которые можно будет корректировать бесконечное количество раз в зависимости от индивидуальных предпочтений и пробивной силы тех или иных лиц.

Каким образом и кто сможет обеспечить их согласованность между собой, с законом и интересами промышленности? Будет ли какая-нибудь независимая экспертиза этих актов и нормативов до их утверждения? Сколько потребуется времени для всей этой работы? На эти вопросы нет ответов. При этом сам закон страдает нечёткостью формулировок и явными ошибками.

Так, например, в определении общего допустимого улова не сформулирован основной принцип допустимости – неистощимость ресурсов, их способность к нормальному восстановлению после изъятия части запасов.

Прибрежное рыболовство, по понятию, (Статья 1. Основные понятия.) перекрывает всю Исключительную Экономическую Зону РФ (ИЭЗ РФ). Статья 6 распространяет действие закона только на рыбопромысловые суда под флагом РФ, находящиеся в международных водах и водах других государств. Суда, работающие в ИЭЗ РФ в сферу действия данного федерального закона не попадают.

© WWF-Canon / John E. NEWBY
Глеб Архангельский
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!