Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

День без машин?

19 сентября 2006
22 сентября - Всемирный День без автомобиля. Это глобальная акция, проводимая во многих странах всего мира.

Ежегодный общеевропейский День без автомобиля, проводящийся под девизом «В городе без моей машины», является частью официальной «Недели мобильности», включающей дни общественного транспорта (16 сентября) и жилых зелёных улиц (20 сентября).

Все акции, проводящиеся в этот день, призваны напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к идее о необходимости пользоваться альтернативными автомобилю средствами передвижения: общественным транспортом, велосипедом или собственными ногами.

WWF уверен, что любая инициатива по защите и охране окружающей среды и всего живого на планете  должна быть услышана и поддержана, и  надеется,  что число сторонников  этой  акции  будет расти не только за рубежом, но и в нашей стране.

Каждый год День без автомобиля официально отмечается примерно в 1000 городах Европы и мира. Их власти соревнуются между собой в организации праздничных мероприятий и различных программ, посвященных этому дню и теме развития устойчивого транспорта вообще.Жители городов получают прямой выигрыш: возможность подышать чистым воздухом и погулять в безопасности по улицам, отвоеванным у машин.

Конечно, День без автомобилей (ДБА) – это как бы символическая акция, которая проводится по всему миру, чтобы напомнить обществу о вреде природе и здоровью людей от чрезмерной автомобилизации, показать возможные альтернативы частному автомобилю. Общественный транспорт, велосипеды, тротуары и пешеходные зоны широко используются в этот день в Европе, и города преображаются.

Приблизительно с 1970-х годов власти отдельных городов стали вести поиск альтернативных методов решения проблемы - развития общественного транспорта и стратегий «пересаживания автомобилистов в трамваи».

Сокращение тесноты на дорогах - обычно этот самый популярный довод при принятии решений о строительстве новых дорог или расширении старых ,- признается в Европе неверным. «Кто сеет дороги, пожнет рост дорожного движения», - говорят исследователи и доклад, подготовленный Европейской Конфедерацией Министров Транспорта. - «Вполне понятно, что строительство все большего числа дорог - или другой автомобильной инфраструктуры - может реально побудить людей использовать дополнительную новую емкость дороги, чтобы больше ездить».

Насколько активно участвуют в этой акции российские власти и простые граждане?  В 2003 году несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение «Россия без машин», которое провело в Москве ряд успешных акций по привлечению внимания к транспортной проблеме. Но повсеместными и определяющими идеи этого дня пока для России не стали.

Как правило, власти российских городов продолжают игнорировать  этот специальный  день, не торопятся рассматривать  проблему перегруженности  городов машинами  всерьез. Наши города развиваются в угоду автомобилю, из-за чего растут пробки, ухудшается экологическая ситуация (более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта), создается напряженная социальная ситуация, появляется комплекс других проблем, тогда как есть альтернативный путь!

Инициаторы и организаторы праздника выдвигают главную альтернативу машинам - общественный транспорт, которым даже сейчас пользуется большинство  горожан (до 80%) в своих поездках по городу. Это более дешевый и дружественный к окружающей среде вид транспорта, и его надо поддерживать.

Город - как пространство для людей, пространство для жизни – вот девиз акции Всемирный День без автомобилей. В тех городах, где улицы будут перекрыты для машин, люди смогут в течение этого дня насладиться спокойствием улиц без «железных коробок», запрудивших дороги, без рева моторов, без автомобильных выхлопов.

Такую позицию организаторов разделяют жители и власти многих городов, и есть уже удачный опыт. Причем как в наиболее экологически продвинутых крупных городах Севера (Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Осло, Хельсинки, Торонто и пр.), так и в новых «зеленых столицах» Юга - Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия). Так или иначе, этот опыт связан с ограничением использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры. 

К примеру, в Копенгагене, городе, где живут далеко не самые бедные на планете люди, средняя доля велосипедных поездок среди общего числа поездок превысила 45 процентов. А в российском Санкт-Петербурге,имеющем  похожий плоский ландшафт, идеальный для велосипеда, доля таких поездок ничтожна - велосипед вытеснен автомобилем, по городским улицам ездить опасно для жизни.

Не лучше обстоят дела и в нашей  столице. Хотя количество велосипедов у москвичей равно количеству автомобилей (более 3 миллионов), и оно продолжает расти быстрыми темпами, в Москве на сегодня отсутствует городское планирование участия велосипеда в дорожном движении. Практически отсутствуют велодорожки, права велосипедиста на дорожное пространство никак не обозначены и водителями не уважаются.Между тем, велосипедный транспорт является экологически чистым и общественно признанным средством передвижения. Опыт многих европейских городов показывает, что по объёму перевозок велотранспорт может сравниться с перевозками общественным транспортом и личными автомобилями.

.Добиться таких результатов можно только в том случае, если велосипедист станет равноправным участником дорожного движения. Велодорожки должны стать неотъемлемой частью дорожной сети в любом микрорайоне города, наряду с автодорогами и пешеходными тротуарами. Городская Дума должна утвердить меры по обеспечению безопасного и удобного движения велосипедистов, предусматривать средства на строительство велодорожек и улучшение условий для велодвижения отдельной строкой в бюджете. Руководители города должны координировать эту работу и добиваться ежегодного возрастания количества велопоездок и велосипедистов на дорогах .

Так считают организаторы акции и хотят донести свои тревоги и доводы до всех жителей мегаполисов.

Многие мегаполисы мира проводят даже своеобразные демонстрации. Например, ежегодно теперь 25 сентября в крупных городах мира проводятся велодемонстрации. Первая  такая  велодемонстрация  была организована  в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло.

 Сейчас количество городов-участников уже  230, и в некоторых, как в Будапеште, число демонстрантов доходит до 30 тысяч  человек.

 Формальных организаторов этих сборов велосипедистов не существует - желающие просто приходят и на месте решают, куда им поехать. Лозунг всех демонстраций един: «мы не мешаем движению; мы сами - движение». А что до возникающих в такие дни  неудобств для авто -  на это  демонстранты   имеют ответ -  во все остальные дни месяца авто  причиняют тем же велосипедистам не меньшие неприятностей.  Самое большое количество участников  обычно  на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне и Сан-Франциско, Будапеште.

Возможно, узнав побольше об опыте других стран, наши велосипедисты тоже захотят присоединиться к акции. И тогда День без автомобиля  постепенно станет и для российских жителей  таким же популярным днем, каким его сделали  другие города мира.

WWF надеется, что число сторонников акции «День без машин» будет расти, а воздух в городах - становиться чище!
© WWF
Помогите природе прямо сейчас!