Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

4 аргумента против соглашения ExxonMobil и Роснефти

01 сентября 2011
WWF выступил с критикой соглашения, которое приближает время начала реализации глубоководных проектов в высокой Арктике.

Во вторник стало известно о подписании соглашения о стратегическом сотрудничестве между российской «Роснефтью» и крупнейшей нефтяной компанией мира ExxonMobil. В соответствии с договоренностями ExxonMobil станет партнером «Роснефти» в разработке российского арктического шельфа, прежде всего, трех Восточно-Приновоземельских участков в Карском море. Кроме того, российская компания получит доступ к проектам ExxonMobil в Северной Америке, в том числе на глубоководном шельфе в Мексиканском заливе, а также может войти в канадский проект «Хайберния» (Hibernia).

Экологи назвали 4 фактора, которые, по их мнению, ставят под сомнение успешность соглашения нефтяных компаний.

Технологическая неготовность

С момента попытки создания стратегического партнерства с BP стало очевидным, что одним из мотивов российской компании является не только и не столько привлечение иностранных инвестиций, сколько получение доступа к технологиям, отсутствующим на сегодня в Российской Федерации – подводному глубоководному бурению, в том числе в экстремальных условиях. В частности, у компании ExxonMobil есть опыт разработки месторождения Хайберния, расположенного на востоке от острова Ньюфаундленд в Канаде. Этот проект является канадским аналогом российского проекта в Карском море.

Однако у ExxonMobil есть и очень неудачный опыт работы в арктических морях – в частности, разлив нефти из танкера Эксон Вальдез в 1989 году у берегов Аляски – одна из крупнейших в мире экологических катастроф, произошедших по вине нефтяников.

По мнению WWF, существующие технологии не позволяют быстро и эффективно бороться с разливами на шельфе вне зависимости от глубины, при этом глубина является усложняющим фактором, особенно в холодных водах, как в Арктике. Дополнительные факторы риска в холодных полярных водах - это:

  • Холодная погода, затрудняющая работу оборудования и персонала;
  • Экстремальная погода (частые шторма, высокие волны);
  • Короткий световой день (учитывая короткий сезон бурения около 70 дней, в случае аварии работы придется вести при недостатке освещения);
  • Ледовая обстановка (на сегодняшний день нет технологий, позволяющих ликвидировать даже незначительные разливы в ледовых условиях);
  • Удаленность (разливы вероятны в труднодоступных местах, куда трудно доставить персонал и оборудование; также маловероятно наличие в этих местах базовой инфраструктуры – госпиталей, жилья, и т.п.);
  • Ограниченные возможности инфраструктуры (к северу от 80 градуса покрытие спутниковым наблюдением ограничено, что затрудняет связь и сбор данных по гидрографии и ледовой обстановке).

«WWF неоднократно обращал внимание на то, что эффективных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, а также в случае разлива подо льдом, в мире не существует, однако стремление как можно скорее получить доступ к ресурсам Арктики, видимо, затмевает любые рациональные доводы и призывы сделать серьезные выводы из таких катастроф, как ExxonValdez и Deepwater Horizon», - говорит Михаил Бабенко, координатор по нефтегазовой политике Международной арктической программы WWF.

Наличие безопасных альтернатив

Сами нефтегазовые компании признают, что только за счет повышения энергоэффективности и применения мер по энергосбережению может высвободиться огромное количество углеводородов. Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 0,30. Повышение КИН до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти.

Бремя для российских налогоплательщиков

Создание необходимой инфраструктуры в Арктике неминуемо ляжет тяжелым финансовым бременем на российских налогоплательщиков и бюджет. В этом отношении Налоговый кодекс РФ следует логике налоговых каникул и прочих льгот, применяемой в настоящее время к месторождениям Восточной Сибири и Ненецкого АО.

«По нашим оценкам, основанным на открытых данных Минфина, Счетной палаты и отдельных компаний, в 2010 г. сумма льгот, предоставленных для экстенсивной разработки новых месторождений России составила около 105 млрд рублей по НДПИ и около 120 млрд. по экспортным пошлинам», - комментирует старший советник по природоохранной политике WWF России Иветта Герасимчук.

Возможные негативные последствия для климатических переговоров

Компания ExxonMobil известна своим финансированием различных исследовательских проектов, цель которых доказать, что проблема изменения климата сильно преувеличена. Так, согласно исследованию Лондонского королевского общества 2005 года, ExxonMobil выделило 2,9 миллионов долларов 39 группам, которые, по словам Общества, «искажают климатическую науку полным отрицанием очевидного». В 2007 году, в результате резкой критики научных и общественных организаций, компания публично отказалась от финансирования части таких проектов. Однако в 2009 году газета Guardian обнаружила, что, несмотря на заявление ExxonMobil продолжает финансировать некоторые аналогичные организации (например, Национальный центр политического анализа - National Center for Policy Analysis).

«Боюсь, что теперь Россия тоже может переметнуться в стан климатических скептиков, - говорит Михаил Юлкин, глава рабочей группы по вопросам изменения климата Комитета РСПП по промышленной, технологической и экологической безопасности. - Если, как предполагается, только прямые инвестиции альянса в разведку и освоение новых месторождений, в том числе на арктическом шельфе, должны составить от 200 до 300 млрд. долл., а ожидаемый доход оценивается в 500 млрд. долл., то в интересах альянса сохранение высокого спроса на нефть и нефтепродукты в мире на долгие годы; наоборот, ускоренный перевод мировой экономики на низкоуглеродный путь развития интересам альянса противоречит. Вероятно, позиция России на переговорах сведется к затягиванию переговорного процесса и противодействию принятию решений и достижению компромиссов».

Дополнительная информация

Дальнейшие действия WWF

21-23 сентября в Архангельске состоится Международный форум «Арктика – территория диалога», в котором примет участие премьер-министр РФ Владимир Путин. WWF выступит на форуме с докладом, в котором озвучит свои предложения по охране арктической среды. В настоящий момент экологи собирают подписи против «Приразломной» – первого в мире проекта по добычи нефти на арктическом шельфе. 18 августа «Газпром» начал буксировку морской стационарной ледостойкой платформы из Мурманска, и 26 августа она прибыла на место установки в Печорском море.

Кратко о позиции WWF по освоению Арктики

WWF считает, что любые проекты нефтегазового бурения на арктическом шельфе просто недопустимы, пока не будут разработаны и проверены технологии борьбы с нефтеразливами в экстремальных Арктических условиях, пока не будет создана достаточная инфраструктура по предотвращению и борьбе с нефтеразливами. Нет никакой необходимости в скорейшем освоении Арктического шельфа, поскольку только за счет более эффективного использования энергии можно значительно сократить потребности в энергоресурсах, а колоссальные средства, которые направляются на арктические проекты можно использовать на развитие возобновляемой энергетики и развитие новых технологий.

Волонтер-ветеринар на берегу Керченского пролива, во время большого нефтеразлива в ноябре 2007
© WWF России
Птица, испачканая в нефти
© WWF Finland
Волонтер-ветеринар на берегу Керченского пролива, во время большого нефтеразлива в ноябре 2007
© WWF России
Птица, испачканая в нефти
© WWF Finland
Помогите природе прямо сейчас!