Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Сохранение крупных кошачьих в Российской Федерации

06 сентября 2015
Краткое описание проекта WWF/ ГЭФ 5559 «Сохранение крупных кошачьих в Российской Федерации».

1.           Базовая информация:

1.1.       Тематическое направление ГЭФ: Биоразнообразие, включая задачи:

Биоразнообразие 1 - Повышение эффективности системы ООПТ,

Биоразнообразие 2 - Интеграция сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в экономическое развитие территорий и акваторий.

1.2.       Страна реализации проекта: Российская Федерация

1.3.       Исполнительное агентство ГЭФ: WWF.

1.4.       Национальное исполнительное агентство: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

1.5.       Национальный директор проекта: Амирханов А.М., заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (назначен приказом Минприроды России от 31.01.2014  № 56), председатель Координационного комитета проекта.

1.6.       Продолжительность проекта: 60 месяцев (2015 - 2020 гг.).

1.7.       Бюджет проекта:

Выделено ГЭФ: 12,707 млн. дол.

Софинансирование: 136,5 млн. дол. (средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на соответствующие цели, выделенные средства Банка ВТБ, АНО «Амурский тигр», ВВФ России).

2.          Резюме проекта.

2.1.       Цель проекта:

Сохранение уникальных ландшафтов и экосистем в глобально значимых регионах России – на Дальнем Востоке, Алтае и Кавказе - через сохранение популяций крупных кошачьих (амурского тигра, дальневосточного леопарда, переднеазиатского леопарда и снежного барса).

2.2.       Компоненты проекта:

Компонент 1: Учет вопросов сохранения крупных кошачьих в политико-образующих документах федерального и регионального уровня и в процессе принятия решений.

Компонент 2: Эффективный менеджмент ООПТ и устойчивое жизнеобеспечение местных сообществ в местообитаниях крупных кошачьих.

Компонент 3: Трансграничное сотрудничество России и соседних стран для сохранения крупных кошачьих.

Компонент 4: Мониторинг и оценка проекта.

2.3.       География проекта:

На настоящий момент планируется, что проект будет реализовываться в следующих субъектах Российской Федерации:

Кавказ: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания, Чеченская и Краснодарский край (8 субъектов РФ).

Алтай: Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Красноярский край (4 субъекта РФ).

Дальний Восток: Приморский и Хабаровский края (2 субъекта РФ).

2.4.       Партнеры проекта:

Партнерами проекта, с выделением софинансирования, являются Банк ВТБ (софинансирование 5 млн. дол.) и АНО «Амурский тигр» (софинансирование 1,9 млн. дол.).

2.5.       Основные результаты проекта:

Компонент 1: Учет вопросов сохранения крупных кошачьих в политико-образующих документах федерального и регионального уровня и в процессе принятия решений

Среднесрочный результат 1.1.

Усилена охрана и обеспечен мониторинг популяций крупных кошачьих на федеральном и региональном уровнях.

Краткосрочные результаты:

1.1.1.  Подготовлены и представлены в уполномоченные органы власти предложения, направленные на усовершенствование федерального и регионального законодательства (включая предложения к законодательным и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ) в следующих областях:

  • эффективная охрана местообитаний крупных кошачьих;
  • борьба с браконьерством и нелегальной торговлей в отношении крупных кошачьих и их кормовых объектов;
  • устойчивое использование ресурсов копытных животных.

1.1.2.  Усилены потенциал и правоприменительная практика органов исполнительной власти и государственных учреждений по обеспечению охраны крупных кошачьих и их местообитаний, в том числе:

  • увеличены финансирование и штат, повышена квалификация персонала, улучшено материально-техническое оснащение;
  • обеспечено межведомственное взаимодействие федеральных и региональных природоохранных структур. 

1.1.3.  Усовершенствована национальная система мониторинга популяций крупных кошачьих, в том числе:

  • получены дополнительные данные о распространении и состоянии группировок снежного барса;
  • оценено состояние популяции переднеазиатского леопарда на Кавказе (приграничная зона России на Большом Кавказском хребте);
  • приняты программы мониторинга дальневосточного леопарда и снежного барса, основанные на принципах адаптивного управления популяциями животных и обеспеченные устойчивым финансированием;
  • повышена квалификация штата сотрудников региональных природоохранных органов и природоохранных инспекций (проведено обучение) для ведения мониторинга;
  • разработана и внедрена единая система сбора, хранения, обработки и использования информации о состоянии и охране крупных кошачьих и их местообитаний в России;
  • обеспечено проведение общего учета численности амурского тигра, уточнена численность тигра во всем российском ареале (проводится 1 раз в 10 лет).

Среднесрочный результат 1.2.

Оптимизированы территориальное планирование и программы социально-экономического развития регионов в местах обитания крупных кошачьих.

Краткосрочные результаты:

1.2.1.Усовершенствованы региональные схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, в том числе:

  • в планы социально-экономического развития внесены изменения, необходимые для обеспечения непрерывности местообитаний крупных кошачьих;
  • в Перечень ООПТ, создание которых запланировано в субъекте РФ на плановый период, внесены новые ООПТ, необходимые для сохранения ключевых местообитаний крупных кошачьих.

1.2.2.Усилены знания и практические навыки лесопромышленных компаний в реализации стандартов FSC и внедрения правоприменительной практики, учитывающей вопросы сохранения местообитаний крупных кошачьих в лесном хозяйстве (Дальний Восток).

1.2.3.Подготовлены и представлены в уполномоченные органы власти предложения по включению вопросов сохранения крупных кошачьих и их местообитаний в ведомственные нормативные правовые документы Минприроды России и органов власти субъектов РФ, регулирующие ведение основных видов природопользования в местообитаниях крупных кошачьих и направленные на предотвращение или снижение негативных воздействий, а в случае невозможности – восстановление нарушенных местообитаний и компенсацию потерь, в том числе:

1) рекомендации по проведению выборочных рубок в лесах, учитывающие приоритеты сохранения и восстановления крупных кошачьих;

2) предложения по введению запрета на сплошные рубки в ООПТ регионального значения, способствующие сохранению ключевых местообитаний крупных кошачьих;

3) методические рекомендации по проведению лесоустройства в местообитаниях крупных кошачьих;

4) предложения по введению требований и ограничений при ведении сельского хозяйства (в первую очередь, пастьбы скота)  в местообитаниях крупных кошачьих;

5) предложения по оптимизации ведения охотничьего  хозяйства в местах обитания крупных кошачьих;

6) предложения по проведению комплекса биотехнических мероприятий, улучшающих состояние кормовой базы крупных кошачьих;

7) методические рекомендации по обеспечению полного возмещения вреда, нанесенного природопользователями в результате их деятельности местообитаниям крупных кошачьих, а также по восстановлению нарушенных природных комплексов.

1.2.4.Подготовлены и представлены в соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти предложения по изменению в программы социально-экономического развития регионов, а также в государственные программы развития секторов экономики (лесного, сельского, охотничьего хозяйства, транспорта, иных секторов экономики), учитывающие вопросы сохранения крупных кошачьих и их местообитаний.

Среднесрочный результат 1.3.

Возросло участие населения в сохранении крупных кошачьих и их местообитаний.

Краткосрочные результаты:

1.3.1. Повышены знания и практические навыки местных сообществ, НПО, общин коренных народов, органов местного самоуправления в обеспечении общественного участия в разработке и реализации целевых программ и проектов экономического развития (эколого-экономическое обоснование, экологическая оценка воздействия на окружающую среду и т.п.), потенциально влияющих на крупных кошачьих и их местообитаний. 

1.3.2. Население обеспечено информацией о необходимости и важности сохранения больших кошек и их местообитаний.

Компонент 2: Эффективное управление ООПТ и устойчивое жизнеобеспечение местных сообществ в местообитаниях крупных кошачьих

Среднесрочный результат 2.1.

Возросла эффективность сети ООПТ для сохранения ключевых местообитаний и популяций крупных кошачьих.

Краткосрочные результаты:

2.1.1. Обеспечено создание новых ООПТ, расширение существующих и создание охранных зон, предусмотренных схемами территориального планирования субъектов РФ на федеральном уровне:

  • подготовлены комплекты обосновывающей документации;
  • проведена государственная экологическая экспертиза документации по созданию и расширению ООПТ.

2.1.2. Усилены возможности федеральных и региональных ООПТ для сохранения ключевых местообитаний крупных кошачьих и борьбы с браконьерством, в том числе:

  • укреплена материально-техническая база, закуплены необходимые оборудование, техника и оснащение;
  • проведены семинары по повышению квалификации, повышению знаний и практических навыков в области ведения инспекторской деятельности и борьбы с браконьерством, экологического просвещения населения.

Среднесрочный результат 2.2.

Снижен уровень конфликтов между крупными кошачьими и местным населением; повышен уровень жизни местного населения, проживающего в местообитаниях крупных кошачьих.

Краткосрочные результаты:

2.2.1. Разработаны и реализованы меры по предотвращению и разрешению конфликтов между крупными кошачьими и местным населением, включающие:

  • выплаты финансовых компенсаций местному населению за потери домашнего скота в результате нападения крупных кошачьих а также по внедрению системы страхования скота от нападения крупных кошачьих;
  • требования по содержанию и выпасу местным населением домашнего скота в местообитаниях крупных кошачьих;
  • проекты по защите загонов для скота от нападения крупных кошачьих;
  • перемещение конфликтных особей крупных кошачьих в отдаленные места обитания.

2.2.2. Подготовлены и реализованы демонстрационные проекты по устойчивому жизнеобеспечению и развитию альтернативных браконьерству источников дохода для местного населения, проживающего в местообитаниях крупных кошачьих, включающие:

  • проекты по микрокредитованию и обучению местного населения ведению малого бизнеса (в области экотуризма, производства сувенирной продукции, переработки недревесных продуктов леса и продуктов скотоводства);
  • систему поощрения местного населения за сохранение крупных кошачьих;
  • поддержку охотничьих хозяйств на базе местных сообществ, способствующих сохранению крупных кошачьих и устойчивому использованию и восстановлению копытных.

Т.к. для представления краткосрочного результата необходимо более детально проанализировать возможности проекта, планируется, что полный перечень результатов в рамках п. 2.2.2. будет определен на этапе подготовки полного проекта (февраль – ноябрь 2014 г.). Тогда же будут уточнены модельные территории реализации демонстрационных проектов. 

Компонент 3: Трансграничное сотрудничество России и соседних стран для сохранения крупных кошачьих

Среднесрочный результат 3.1.

Обеспечено активное участие российской стороны (комиссии, экспертные рабочие группы) в реализации международных соглашений и трансграничных программ в области сохранения крупных кошачьих.

Краткосрочныерезультаты:

3.1.1. Обеспечена поддержка деятельности комиссий и экспертных рабочих групп в области двустороннего сотрудничества по вопросам сохранения крупных кошачьих с такими государствами, как Китай, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Индия, в том числе:

  • подготовлены годовые отчеты и планы работы комиссий и экспертных рабочих групп;
  • профинансированы командировки экспертов для участия в заседаниях комиссий и экспертных рабочих групп;
  • профинансировано участие специалистов в семинарах по обмену опытом;
  • приобретена техника и материалы.

3.1.2. Подготовлены предложения к проектам двусторонних программ, направленных на сохранение крупных кошачьих, которые будут реализовываться в рамках существующих соглашений, включающих такие вопросы как:

  • усиление международного взаимодействия в борьбе с нелегальной торговлей видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • повышение эффективности трансграничного взаимодействия приграничных ООПТ;
  • объединение усилий для сохранения существующих и восстановления утраченных популяций крупных кошачьих и их местообитаний в границах исторического ареала.

3.1.3. Обеспечена поддержка таможенным и пограничным службам России и приграничным государствам в области противодействия нелегальной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, в том числе:

  • организованы семинары по повышению квалификации и обмену опытом и знаниями по вопросам СИТЕС с участием представителей административного органа СИТЕС (Росприроднадзора), таможенных и пограничных служб России и приграничных государств;
  • изданы и распространены обучающие материалы.

3.1.4. Обеспечена поддержка создания и деятельности трансграничных ООПТ в местообитаниях крупных кошачьих (на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном), включая:

  • разработку менеджмент-планов и иных документов в сфере ООПТ;
  • проведение тренингов по охране и  мониторингу крупных кошачьих;
  • издание и распространение информационных материалов.

3.1.5. Обеспечена поддержка деятельности Российской стороны по выполнению Санкт-Петербургской декларации Глав Правительств о сохранении тигра и Глобальной программы по восстановлению тигра (Report on GTRP implementation), включая оценку достижения целей и задач Глобальной программы на основании ключевых показателей эффективности (Stocktaking of GTRP Key Performance Indicators) в соответствии с двухлетними Планами приоритетных мероприятий по реализации Глобальной программы по восстановлению тигра (Priority Implementation Activities (PIAs) on GTRP implementation) на соответствующий период:

  • подготовлены годовые и полугодовые отчеты и планы приоритетных направлений деятельности;
  • профинансированы командировки экспертов для участия в заседаниях экспертов;
  • профинансировано участие специалистов в семинарах по обмену опытом.

3.1.6. Обеспечена поддержка деятельности по выполнению Бишкекской декларации по сохранению снежного барса и реализации Глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем:

  • подготовлены отчеты и планы действий;
  • профинансированы командировки экспертов для участия в заседаниях экспертов;
  • профинансировано участие специалистов в семинарах по обмену опытом.

3.1.7. Обеспечено эффективное взаимодействие Российской стороны с Глобальной тигриной инициативой (Global Tiger Initiative) и Глобальным тигриным фондом (Global Tiger Fund, GTF), в том числе:

  • подготовлены аналитические документы в рамках деятельности GTI;
  • профинансированы командировки экспертов для участия в заседаниях экспертов;
  • подготовлены аналитические документы для вступления России в GTF.

Компонент 4: Мониторинг и оценка проекта

Среднесрочный результат 4.1.

Разработана и внедрена система мониторинга и оценки проекта в соответствии со стандартами GEF.

Краткосрочные результаты:

4.1.1. Разработана и внедрена система оценки эффективности и мониторинга проекта, с помощью которой регулярно представляются сведения о промежуточных результатах проекта, а также оценивается эффективность достижения краткосрочных и среднесрочных результатов.

4.1.2. Создан и функционирует в постоянном рабочем режиме интернет-сайт проекта, на котором освещаются все проводимые в рамках проекта мероприятия, достигнутые результаты проекта, и представлены сведения об оценке эффективности и мониторинге проекта.

Помогите природе прямо сейчас!