We want the WWF site to be comfortable and interesting for you. We work with web analytics to become better. Cookies are used to collect analytical data. All information is completely confidential and is never passed on to third parties. Confirm your agreement with the policy regarding cookies or learn more about the technology.
Accept
What we do
Regions

Atlantic walrus

WWF Russia expedition: study of walruses’ food base in the Pechora Sea

What threatens walruses?

Atlantic walrus (Odobenus rosmarus) is a unique species of the Barents Sea ecoregion. These pinnipeds are listed in the Red Book of the Russian Federation. In summer and autumn, mammals gather on shore rookeries, and in winter and spring live on ice, where females bear offsprings. According to scientists, walruses are one of the most vulnerable inhabitants of the Russian Arctic, and every year the danger of their disappearance only increases.

Main threats to Atlantic walruses are: the growing activity of oil companies, and a sharp reduction of ice cover in the Arctic due to climate change. The shelf is going to be explored by new oil and gas companies, and according to ecologists, the Atlantic walruses are most vulnerable to oil and gas industry expansion.

At the same time, experts are concerned about the lack of information about the population. Only an approximate number of walrus grouping of the Pechora Sea is known, as well as the location of some rookeries. Walruses’ movements during the year and the interconnection of various walrus groups remain unknown. Before developing measures to preserve this species, it is necessary to thoroughly investigate it.

Atlantic walrus. Franz Josef Land © Yuri Lebedev WWF Russia
Atlantic walrus on Spitsbergen Island, Norway © Mikhail Cherkasov
Walruses near Vaygach Island © Anton Taybaray
Atlantic walrus. The Laptev Sea © Aleksey Ebel

What does the WWF do to save walrus population?

An Expert Advisory Group has been established in 2009 to conserve and study walruses of the southeast Barents Sea and the adjacent water areas, which brought together the best experts in this field. From this time, the population is actively studied. Here are just some of the successes of the scientists:

  • An aerial survey of a part of the Pechora Sea water area has been carried out in spring. Information of the distribution of walruses on ice was obtained, and an approximate estimate was given of their numbers. It is on the ice in the spring that walruses bear their offsprings, so they are most vulnerable to anthropogenic influences.
  • The work to mark walruses with satellite transmitters has been established. Now specialists track walruses’ movements for several months.
  • Photo traps have been installed in a coastal rookery on the Lyamchin Peninsula (Vaygach Island). Based on the results of the survey complete information on the timing of the formation of this rookery has been obtained for the first time.
  • A large sample of biological material from walruses of the Pechora Sea has been collected for the first time. A genetic analysis of DNA samples was carried out, which showed that in the rookery on Vaygach Island gather animals that belong to the same population grouping. The researchers now need to determine the relationship of walruses of the Pechora Sea with the animals inhabiting the Franz Josef Land and Spitsbergen.
  • A unique project for the survey of rookeries with high-resolution satellites has been carried out. It was implemented with the support of WWF and ScanEx. Snapshots allow the estimation of the number of walruses of rookeries even in the most inaccessible areas.

Detailed results of four years of research are collected in a joint publication of WWF and the Council for Marine Mammals.

Studies of the Pechora Sea walrus population continue. During the followin expedition in 2016, scientists studied feeding habits of pinnipeds. Samples of benthos have been extracted from the bottom of the sea — benthic organisms, mollusks and crustaceans. Later they were sent to the laboratory for toxicological analysis and detailed study. Using GNOM telemetric underwater vehicle scientists made a video of the bottom at 15 points.

In addition, WWF is conducting a direct dialogue with representatives of the oil and gas industry, urging them to act on the principle of «measure thrice and cut once». The main idea is that it is necessary to conduct research and monitor the inhabitants of places where hydrocarbon production is only planned. And based on the data received, adjust the plans so that not to reap the bitter fruits later.

As a result of a dialogue with WWF, Yamal SPG has adopted a corporate strategy aimed to preserve Atlantic walruses for the first time in Russia. The document will help to protect marine mammals from man-made threats and allow the company to systematize data on the status and location of the population. This is the first and important step of extracting companies on the way to corporate responsibility for Arctic walrus conservation.

WWF established an international holiday in 2007 to attract the attention of as many people as possible to the problems of studying and preserving this unique species — the Walrus Day. Every year it only grows in popularity and is celebrated far beyond our country.

Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Атлантический морж

Экспедиция WWF России: изучение кормовой базы моржей в Печорском море

Что угрожает моржам?

Атлантический морж (Odobenus rosmarus) — уникальный вид экорегиона Баренцева моря. Эти ластоногие млекопитающие занесены в Красную книгу РФ. Летом и осенью млекопитающие собираются на береговых лежбищах, а зимой и весной живут на льдах, где самки приносят потомство. По мнению ученых, моржи — одни из самых уязвимых обитателей российской Арктики, и с каждым годом опасность их исчезновения только нарастает.

Главные угрозы атлантическому моржу — возрастающая активность нефтяных компаний и резкое сокращение ледового покрова в Арктике, связанное с изменением климата. Осваивать шельф собираются все новые нефтегазовые компании, а атлантический морж, по мнению экологов, — самый уязвимый к нефтегазовой экспансии вид.

При этом беспокойство специалистов вызывает нехватка сведений о популяции. Известна лишь примерная численность группировки моржей Печорского моря, а также места некоторых лежбищ. Неизвестными остаются перемещения моржей в течение года и связь различных группировок моржей между собой. Прежде чем разрабатывать меры по сохранению этого вида, необходимо тщательно его исследовать.

Атлантический морж. Земля Франца-Иосифа © Юрий Лебедев WWF России
Атлантический морж на о. Шпицберген, Норвегия © Михаил Черкасов
Моржи около о. Вайгач © Антон Тайбарей
Атлантический морж. Море Лаптевых © Алексей Эбель

Что WWF делает для сохранения популяции моржей?

В 2009 году была создана Экспертно-консультативная группа по сохранению и изучению моржа юго-востока Баренцева моря и прилегающих акваторий, которая объединила лучших экспертов в этой области. С этого времени ведется активное изучение популяции. Вот лишь некоторые успехи ученых:

  • Проведено авиаобследование части акватории Печорского моря в весенний период. Была получена информация о распределении моржей на льдах, а также дана приблизительная оценка их численности. Именно весной моржи на льдах приносят потомство, поэтому наиболее уязвимы к антропогенным воздействиям.
  • Налажена работа по мечению моржей спутниковыми передатчиками — теперь специалисты отслеживают перемещения моржей в течение нескольких месяцев.
  • На береговом лежбище на полуострове Лямчин (о. Вайгач) были установлены фотоловушки. По результатам съемки впервые была получена полная информация о сроках формирования этого лежбища.
  • Впервые получена большая выборка биологических образцов от моржей Печорского моря. Был проведен генетический анализ образцов ДНК, который показал, что на лежбище о. Вайгач собираются животные, принадлежащие к одной популяционной группировке. Далее исследователям предстоит выяснить степень родства моржей Печорского моря с животными, населяющими районы Земли Франца Иосифа и Шпицбергена.
  • Проведен уникальный проект по съемке лежбищ спутниками высокого разрешения, реализованный благодаря поддержке WWF и компании «Сканэкс». Снимки позволяют оценить количество моржей на лежбищах даже в самых труднодоступных районах.

Подробные результаты четырех лет исследований собраны в совместной публикации WWF и Совета по морским млекопитающим.

Исследования популяции моржей в Печорском море продолжаются. Во время очередной экспедиции 2016 года ученые изучили меню ластоногих. Со дна моря были взяты пробы бентоса — донных организмов, моллюсков и ракообразных. Впоследствии их отправили в лабораторию на токсикологический анализ и подробное изучение. В 15 точках ученые провели видеосъемку дна при помощи телеметрического подводного аппарата GNOM.

Кроме того, WWF ведет прямой диалог с представителями нефтегазовой отрасли, убеждая их действовать по принципу «семь раз отмерь — один отрежь». Речь идет о том, что необходимо провести исследования, мониторинг обитателей мест, где только планируется добыча углеводородов. А исходя из полученных данных, корректировать планы, чтобы потом не пожинать горькие плоды.

В результате диалога с WWF впервые в России компания Ямал-СПГ приняла корпоративную стратегию по сохранению атлантического моржа. Документ поможет защитить морских млекопитающих от техногенных угроз и позволит компании систематизировать данные о состоянии и размещении популяции. Это первый и важный шаг на пути корпоративной ответственности добывающих компаний по сохранению атлантических моржей.

Для привлечения внимания как можно большего количества людей к проблемам изучения и сохранения уникального вида в 2007 году WWF учредил международный праздник — День моржа. С каждым годом он только набирает популярность и отмечается уже далеко за пределами нашей страны.