We want the WWF site to be comfortable and interesting for you. We work with web analytics to become better. Cookies are used to collect analytical data. All information is completely confidential and is never passed on to third parties. Confirm your agreement with the policy regarding cookies or learn more about the technology.
Accept
What we do
Regions

The Kulan in Turkmenistan

© WWF Russia
© WWF Russia

Kulans attracted serious attention of international aid foundations only when a threat of extinction became quite real — only 200–300 of them were visually registered in 1999 out of 5000 of Badhyz population in mid 90s. Serious conservation measures lead to the animal’s concentration already in half a year — and exact census proved that there rested about 450 of them. And in three years there were about 1000 kulans already.

More detailed information on the project

The kulan (Asiatic wild ass) is the only odd-toed ungulate left in the wild in northern Eurasia, the sole remaining relative of the millions of tarpans, wild asses, and horses that once roamed the open expanses of the continent. Smaller and stouter than domesticated horses, the kulan is the swiftest of all equids, capable of reaching speeds of 70 kilometers per hour for brief periods and sustaining a pace of 50 kilometers per hour. Kulans feed on grasses and low succulent plants, thriving in flat desert plains of Central Asia. Nonetheless, kulans require favorable feeding grounds in winter and adequate water in the hot summer, needs which may lead entire herds to travel considerable distances every year. The animal’s survival has presented a challenge to conservationists in Turkmenistan, who have actively worked to save the species since it neared the brink of extinction in the middle of the last century, and recently almost repeated that fate.

By 1941, no more than 200 kulans comprised the only population in Badkhyz Zapovednik, a reserve founded that year in the Turkmenistan. Despite the protection of the zapovednik, this population continued to decrease until 1955, falling to 120–150 animals. At this time, scientists and Soviet officials made their first attempts at restoring the species to its historical range: they transferred 14 kulans from Badkhyz to Barsa-Kelmes Island in the Aral Sea, which spans the border between Uzbekistan and Kazakhstan. Between 1957 and the early 1980s the number of kulans grew to about 2000 in Badkhyz and 200 on Barsa-Kelmes Island.

The relocation program expanded between 1979 and 1989, sending more than 100 kulans from Badkhyz to eight areas within the historical range of the species in Turkmenistan. In total, by 1996–1997 there were more than 500–700 kulans in Kazakhstan and about 6,000 kulans in Turkmenistan. Of the latter about 5,000 lived in Badkhyz Zapovednik and about 1,000 in artificially restored populations elsewhere in Turkmenistan.

Nevertheless, as the tragic desiccation of the Aral Sea continues, conservationists worried that the main population of kulans in Kazakhhstan has neither real protection, nor a good source of drinking water. Even so, the situation seems to be satisfactory and even good in some areas. Although the desiccation of the sea has turned Barsa-Kelmes Island into a peninsula about 100 kulans still live in the Barsa-Kelmes Nature Reserve. Another 35 were reintroduced to the Aktau-Buzachinsky Sanctuary in 1991, which have grown to a population of more than 100 on the Mangishlak Peninsula. Between 1986 and 1990, 105 kulans were reintroduced to the Andasai Sancturary, and have since spread all over the surrounding area to total around 200. In 1984, 32 kulans were reintroduced to the Kapchagai Game Area, which subsequently became the Altyn-Emel National Park (over 50,000,000 hectares in area). According to the last census more than 700 animals currently live there.

But even as the active reintroduction program stabilized the population in Kazakhstan and made important progress in saving the species, a new problem arose in Turkmenistan as kulans began to leave the borders of nature reserves. In the 1990s, kulans could often be found on agricultural fields, harming wheat crops in a time of local famine. One appraisal of the damage calculated losses at about $5,000 for one village in 1995, although the exact amount is probably lower. Nonetheless, at that time the yearly income of an average family was about $100–150, so the significance of the financial loss caused by the kulans’ grazing should not be underestimated.

The problem in Badkhyz stems from the kulans’ summer migrations for watering places. The River Kushka, the main summer watering place of Badkhys population, is situated away from the territory of zapovednik. Thus enormous herds of kulans are forced to migrate through agricultural lands and spend all of the hot, dry summer in a small area along the river. This makes the animals easy prey for poachers (one of the leading causes of the population’s decline). A series of droughts in recent years has exacerbated the problem. Grass developed poorly and natural watering places dried up, while artificial watering sites barely operated owing to equipment that was 25–30 years old. As a result, by April 2000 all the kulans had already left the safety of Badkhyz Zapovednik to go to the Kushka River watering points instead of waiting until July or August, when they usually migrate. Serious drought lead to a situation, when the carrying capacity of these pastures was sure to be unable to support the population, and the species seemed to be in even greater peril than before. From 5,000 animals in 1996, the population was halved by 1998, fell further to 1,500 in 1999, and dipped to just over 300 animals by the summer of 2000. In summer of 2000, a special group of rangers conducted intense observations in Badkhyz Zapovednik, paying special attention to natural and artificial watering places, and saw only about 300 of kulans in Badkhyz. Seventeen (out of 600) kulans remained in the Meana Chaacha Zakaznik, and 15 out of 150 in Annau (Kalininsky Sanctuary). No other data existed on the condition of the Turkmenistan populations, but hope remained that small groups of animals still resided in inaccessible areas around Badkhyz, and were thriving in the West Kopetdagh (Sumbar-Chandyr Valley) and Ustyurt Plateau around Lake Sarakamish.

There is no doubt that herds in Turkmenistan as a whole have followed a catastrophic downward spiral. This decline could have been largely prevented, had international help arrived earlier. As far back as 1992 and 1993, Turkmen specialists, environmental government agencies, and international experts had sounded an alarm, calling for scientific management of kulan populations with the aim of further reintroduction in suitable areas. As a nation that gained independence in 1991, Turkmenistan had neither experience nor the necessary funds for developing and implementing such a plan, so the demand for international help and financial support was great. The IUCN conducted many helpful surveys and analyses, but could not offer funding.

The first organization to react was Zoological Society for Conservation of Species and Populations in Munich, thanks to the personal efforts of Dr. Gertrud Neumann-Denzau. The Zoological Society donated some money for protecting the kulans in the critical period from May to October 2000 on their summer grounds, and continued similar help in 2001. Following a trip to Badkhyz in spring 2000, Dr. Hartmut Jungius, the WWF director for Eastern Europe and Central Asia, addressed different organizations searching for urgent help. Funds from the Thyll-Dürr Foundation allowed new water pumps to restore artificial watering places for animals in Badkhyz. In 2001 WWF gained an important donation for its three-year project was received, with additional help from Zoo Schönbrunn, Vienna, in autumn 2001 some addition help was received with the help of Dr. Patricia D. Moehlman (Chair IUCN/SSC Equid Specialist Group) from the Wildlife Trust. But the main positive role in the practical aspects of nature conservation belongs to the Ministry of Nature Protection of Turkmenistan, as any measures were possible only with its active participatory support.

This first year’s work has already shown some positive results. Rangers in Badkhyz Zapovednik have stepped up their patrols, and volunteer ranger groups have begun working seriously in regions surrounding the zapovednik. The Ministry of Nature Protection has helped to create a mobile group of rangers comprised of experts who work throughout the entire region. Both these rangers and the staff of the zapovednik now have vehicles, motorbikes and sets of harnesses and saddles for horses, radio-communications systems, and field equipment. This equipment allows them to track the kulans more effectively when they migrate to their summer pastures and watering places. Even the military has become involved, working with officers to control the activities of local subdivisions. To provide direct aid to the kulans themselves, a water-tank and four water-pumps were purchased (two for Badkhyz, two for Meana-Chaacha sanctuary), and four watering places for ungulates were repaired. These watering places attract animals to safer areas during the critical dry periods and allow scientists and rangers to observe the populations more thoroughly. Finally, work with the public has also begun, and became an important component of the project.

A special census was conducted in Badkhyz in July 2001 and there were about 600 animals already (those animals which survived but were widely dispersed in the surrounding returned to Badkhyz as soon as felt safe there). The number of newborns in the population was still very low (3,9%), as the population lived under unfavourable conditions last year during the reproductive season. But we specially pointed out that one of the most encouraging signs was the visibility of large herds of kulan, where earlier only small groups had been sighted. This concentration of animals, improvement of their habitats gave the result — already the next year there were more then 900 kulans in Badkhyz — with a lot of young animals surviving.

One of the important components of our work was protection of field from kulan’s damage. Rangers and volunteers on motorbikes accompanied kulans’ herds, moving to the watering places outside the territory of zapovednik — and lead them away from the field and vegetable gardens. Later animals learned new routs — and avoided agricultural areas on their own. This activity help to find some deep understanding between conservationists — and local communities.

Main funding of the project is over — some small support is arriving from different donors — but majority of the follow-up work is carried out by the staff of Badkhyz zapoverdnik under the supervision and leadership of the Ministry of Nature Protection. Still, there are other areas that require additional attention. An Action Plan for future kulan’s conservation and restoration in Turkmenistan is in the final stage of preparation. It includes follow-up work in Badkhyz — and all reintroduction sites -Ustyurt and Western Kopetdagh first of all. And, as important component, it includes measures on sustainable management of kulan’s population after it reaches optimum number: it is very important to avoid overpopulation, and to avoid damage from this wonderful animals to the local economy. All of the involved parties hope that together the progress made will ensure the future of this unique animal.

Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Сохранение кулана в Туркменистане

© WWF России
© WWF России

Международные фонды обратили внимание на кулана только тогда, когда он оказался на грани исчезновения, — только 200–300 животных были визуально зарегистрированы в 1999 году в бадхызской популяции, которая в середине 1990-х годов насчитывала 5000 голов.

Меры строгой охраны уже через полгода привели к концентрации животных — как показали точные учеты, популяция увеличилась до 450 голов. Через три года в Бадхызе было уже около 1000 куланов.

Подробности проекта

Кулан (Equus hemionus) — единственный представитель непарнокопытных, сохранившийся в диком виде в северной Евразии, единственный выживший родственник миллионов тарпанов, диких ослов, и лошадей, которые когда-то населяли обширные открытые пространства этого континента. Меньше и плотнее, чем домашние лошади, куланы — самые быстрые представители рода лошадей, способные развивать скорость до 70 км/час в течение короткого времени и довольно долго двигаться со скоростью 50 км/час. На плоских пустынных равнинах Средней Азии куланы чувствуют себя прекрасно, питаясь травами и суккулентами. Тем не менее куланы очень чувствительны к наличию подходящих зимних пастбищ и летних водопоев, что иногда заставляет их совершать миграции на большие расстояния. Сохранение этого животного стало важнейшей задачей природоохранных организаций Средней Азии, предпринимавших активные действия по спасению кулана с середины прошлого века, когда он оказался на грани исчезновения, и в последние годы, когда эта ситуация повторилась.

В 1941 году в Туркменистане был создан Бадхызский заповедник для охраны единственной сохранившейся к тому времени популяции кулана, насчитывающей не более 200 голов. Несмотря на предпринятые меры охраны заповедника, популяция продолжала сокращаться до 1955 года, когда осталось всего 120–150 животных. В это время ученые и советские государственные органы осуществили первые попытки восстановления вида в границах его естественного ареала: они перевезли 14 куланов из Бадхыза на остров Барса-Кельмес в Аральском море, на границе между Узбекистаном и Казахстаном. С 1957 года до начала 1980-х годов численность куланов выросла почти до 2000 тысяч особей в Бадхызе и до 200 — на острове Барса-Кельмес.

Масштабная программа по расселению кулана действовала в 1979—1989 годах. Более 100 животных из Бадхыза были расселены на восьми участках в пределах его исторического ареала в Туркменистане. В целом к 1996—1997 годам общее поголовье куланов в Казахстане достигло 500 особей, а в Туркменистане — около 6000, в том числе 5000 — в Бадхызском заповеднике и около 1000 — в других группировках, созданных на территории Туркменистана.

Экологическая катастрофа — усыхание Аральского моря — продолжается, и специалисты обеспокоены тем, что основная популяция кулана в Казахстане не обеспечена ни надежной защитой, ни источниками питьевой воды удовлетворительного качества. Тем не менее общая ситуация с популяциями кулана в Казахстане вполне удовлетворительная, а на ряде территорий — просто хорошая. Несмотря на то, что Барса-Кельмес превратился в полуостров, около 100 куланов продолжают там жить. 35 были вывезены и реинтродуцированы на территории Аксу-Бузачинского заказника в 1991 году, и дали начало группировке полуострова Мангышлак, которая к 1986 году насчитывала уже более 100 особей. В период 1986—1990 годов 105 куланов были перевезены в Андасайский заказник, где освоились, расселились и к концу века достигли численности 200 особей. В 1984 году 32 кулана были завезены в Карачингильское ГЗОХ (ныне — национальный парк Алтын Эмель — более 0,5 млн га). По данным последних учетов, в настоящее время численность популяции куланов достигла здесь 700 голов.

Хотя активные усилия по реинтродукции кулана стабилизировали его популяцию в Казахстане и содействовали сохранению вида, в Туркменистане возникла новая проблема, поскольку куланы начали выходить за границы заповедников. В 1990 году куланов часто обнаруживали на сельскохозяйственных полях, уничтожающих посевы пшеницы, в то время как местное население испытывало нужду. По некоторым оценкам, ущерб, нанесенный куланами одной деревне в 1995 году, составил около 5 тыс. долларов, хотя действительный ущерб, по-видимому, ниже. Тем не менее в то время средний годовой доход одной семьи составлял 100–150 долларов, и значение финансовых потерь от потрав куланами не следует преуменьшать.

Проблема, возникшая в Бадхызе, была связана с летними миграциями куланов к водопоям. Река Кушка, являющаяся главным источником воды для Бадхызской популяции, расположена вдали от территории заповедника. Многочисленные стада куланов были вынуждены перемещаться через поля и проводить все жаркое и сухое лето на небольшом участке у реки. Там животные превращались в легкую добычу браконьеров (одна из причин ослабления популяции). Ситуация еще более обострилась из-за того, что несколько лет подряд продолжалась засуха. Трава росла плохо, и естественные водопои пересыхали, а искусственные водопои, оборудованные 25–30 лет назад, не обеспечивали нужное количество воды. В результате в 2000 году все куланы уже в апреле покинули заповедник и переместились к водопоям Кушки, хотя обычно они мигрировали не раньше июля-августа. Главной причиной явилось то, что из-за засухи емкость летних пастбищ была явно недостаточной для поддержания популяции, и вид оказался даже в большей опасности, чем раньше. Популяция, насчитывавшая 5000 особей в 1996 году, сократилась вдвое к 1998 году, до 1500 — в 1999 году и, наконец, упала до 300 особей к лету 2000 года. Летом 2000 года специальное обследование было проведено в Бадхызе, с особым вниманием к окрестностям водопоев, но наблюдатели увидели менее 300 животных. К этому времени 17 куланов (от группировки, насчитывавшей 600 голов) осталось в Меана-Чаачинском заказнике, 15 из 150 — в Аннау (Калининский заказник). Данных по другим группировкам куланов в Туркменистане к тому времени просто не было, но сохранялась надежда, что куланы продолжали держаться рассеянными группами в окрестностях Бадхыза и широко мигрировали в Юго-Западном Копетдаге (в долине Сумбаро-Чандырского междуречья) и на Устюрте, вокруг озера Саракамыш.

К сожалению, не было никакого сомнения в том, что в целом численность куланов в Туркменистане упала катастрофически. В значительной степени, этого можно было бы избежать, если бы своевременно была оказана международная помощь. Начиная с 1992–1993 годов, ведущие специалисты и руководители Минприроды Туркменистана били тревогу, призывая к организации научно обоснованного управления группировками куланов с использованием части излишнего поголовья для дальнейшей реинтродукции на пригодных территориях. Как государство, получившее независимость в 1991 году, Туркменистан на тот момент не обладал ни соответствующим опытом, ни средствами на разработку планов и реализацию таких работ поэтому потребности в международной экспертизе и финансировании были действительно актуальными. Международный союз охраны природы (МСОП) провел соответствующую экспертизу, подтвердил обоснованность опасений, но финансовой поддержки оказать не смог.

Первым откликнулось на нужды сохранения кулана в Туркменистане Мюнхенское зоологическое общество благодаря персональным усилиям д-ра Гертруды Неуман-Дензо. Общество выделило небольшие средства для усиления охраны куланов в критический период мая-октября 2000 года на водопоях вне территории заповедника и продолжило аналогичную помощь в 2001 году. Др. Хартмут Юнгиус, в то время — директор WWF по Восточной Европе и Центральной Азии, обратился к различным организациям в поисках срочной помощи. Средства, полученные от фонда Силл-Дур, позволили приобрести мощные насосы для восстановления работы искусственных водопоев в Бадхызе. В 2001 году были получены достаточно значительные средства на трехлетний проект, и дополнительная помощь от Венского зоопарка и Трастового фонда дикой природы США — через д-ра Патрицию Моэхелман, председателя группы по лошадиным МСОП. Но основную положительную роль, безусловно, сыграла активность Министерства охраны природы Туркменистана, так как осуществление каких бы то ни было мероприятий было возможно только при его поддержке и при активном участии его сотрудников.

Уже после первого года работы были получены положительные результаты. Охрана Бадхызского заповедника существенно активизировалась и наладилась, кроме того, была организована дополнительная охрана силами созданной внештатной группой инспекторов, состоявшей из заинтересованных специалистов, работавших по всему региону, в окрестностях охраняемых территорий. И охрана заповедника, и волонтеры были оснащены средствами передвижения — автомобилями УАЗ и «Нива», мотоциклами и седлами для лошадей, а также полевым оборудованием и средствами связи. Это позволяет им более точно отслеживать перемещения животных при их миграциях на летние пастбища и водопои. К работе подключились даже пограничники — и офицеры, и солдаты погранзастав, помогая охранять территории, прилежащие к их пограничным зонам. Для прямого улучшения условий обитания куланов было приобретено две машины-водовозки и четыре водяных насоса (два для Бадхыза и два для Мeана-Чаачинского заказника), которые были установлены на четырех отремонтированных искусственных водопоях. Благодаря этим водопоям в критические засушливые летние месяцы куланы концентрируются на более безопасных охраняемых территориях, что также обеспечивает более надежное наблюдение за ними. Кроме того, была начата работа с местным населением, ставшая важным компонентом проекта.

Специальный учет, проведенный в июле 2001 года, очень обнадежил — было учтено 600 куланов (выжившие животные, широко рассеянные по окрестностям, вернулись на территорию Бадхыза, вновь почувствовав себя здесь в безопасности). Количество малышей все еще было очень низким (3,9%), поскольку популяция проходила предыдущий сезон размножения в неблагоприятных условиях. Но мы специально отметили, что самой обнадеживающей новостью было сосредоточение куланов в крупные группы, которые можно было увидеть (животные стали значительно менее пугливыми). Такая концентрация куланов в сочетании с улучшение местообитаний дали свои результаты: уже на следующий год в Бадхызе было около 900 куланов. Родилось и выжило много малышей.

Одним из важных направлений нашей работы была охрана полей от потрав их куланами. Егеря и волонтеры на мотоциклах следовали за крупными стадами куланов во время их миграций вне заповедника, направляя их в сторону от полей и огородов. Позже куланы запомнили маршруты и уже сами избегали сельскохозяйственных угодий. Такая форма работы позволила достигнуть более глубокого взаимопонимания между охранниками природы и местным населением.

Основное финансирование проекта закончено, хотя небольшая помощь на поддержание работы на необходимом уровне продолжает поступать от разных доноров. Сейчас работу ведут в основном сотрудники Бадхызского государственного заповедника Министерства охраны природы. Тем не менее до сих пор необходимо дополнительное внимание целому ряду других территорий. В заключительной стадии подготовки План действий по сохранению и устойчивому управлению популяциями кулана в Туркменистане в будущем. Он предусматривает продолжение работы в Бадхызе и во всех районах реинтродукции, в первую очередь, на Устюрте и в Юго-Западном Копетдаге. И в качестве одного из основных компонентов он включает устойчивое управление популяцией куланов после достижения ими оптимальной численности: очень важно предотвратить повторение перенаселения и ущерб, который могут наносить эти прекрасные животные местной экономике. Все стороны, принимающие участие в этой работе, уверены, что совместными усилиями мы обеспечим будущее существование на Земле этих уникальных животных.