Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Дальневосточный морской заповедник

В начале августа участники проекта по борьбе с браконьерством в Дальневосточном морском заповеднике побывали в необычном путешествии. Вместе с сотрудниками заповедника осмотрели лежбища ларги, скопления приморского гребешка, дальневосточного трепанга, птичьи базары, уникальные песчаные пляжи. А также собственноручно очистили береговую полосу в бухте Средняя от мусора, который прибивает течением, присутствовали при задержании нарушителей границ заповедника, общались с научными сотрудниками.

© WWF России

Дневник участницы

3 августа

Путешествие в Дальневосточный морской заповедник началось с объятий!

Накануне во Владивосток не прилетел чемодан одного из путешественников и на следующий день возле старенькой проходной порта № 44 один абсолютно счастливый человек обнимал от всей души другого добрейшего человека, получив из его рук свой долгожданный багаж.

Эмоции здесь принято проявлять сдержанно, народ в приморье малоразговорчивый. Складывалось впечатление, что все – и строгий дяденька-охранник, который выписал нам пропуска на территорию ДВО РАН, и команда судна, и даже потертые портовые собаки пытались произвести на нас суровое впечатление. Мы не верили и, погрузившись на судно ДВО РАН «Насонов», с легким сердцем вышли из бухты Золотой рог.

3 августа

Путь до бухты Средняя занял около 7 часов. «Насонов» - судно старенькое и юркое, поэтому раскачивалось даже в штиль.

Андрей Фереферов рассказал нам дорогой о том, что изначально во второй половине 19-го века власти Российской империи рассматривали вопрос с размещением главного незамерзающего порта на Дальнем Востоке не в нынешней бухте Золотой Рог, а южнее, но окончательный выбор пал все-таки на нынешнее расположение города Владивостока, поскольку здесь имеется мощное естественное прикрытие – остров Русский и господствующие высоты на материке.

Кстати, это доброе прикрытие и спасло нас от тайфуна на обратном пути. Но об этом позже.

От Андрея мы узнали о том, что делается WWF на Земле дальневосточного леопарда и о предстоящем в зимний период 2014/2015 г.г. учете тигра в Приморском и Хабаровском краях.

Валерий Лысенко обозначил всю предстоящую экскурсионную программу и наше передвижение по дням. Программа предстояла насыщенная.

Стоял туман. Мы приспосабливались к качке, коку и судовым правилам.

3 августа

В бухту Средняя пришли вечером. По пути, слушая рассказы сотрудников о приезде в заповедник в 2004 г. Президента РФ, я представляла кордон, в котором он с семьей остановился, в виде небольшого дворца, покрытого сусальным золотом, и радостно потирала руки. Когда мы увидели кровать, на которой Путин ночевал (она на фото), лично я была мягко говоря разочарована.

Главный на кордоне - инспектор Геннадий. Именно он следит за тем, чтобы на территорию заповедника не заходили нарушители.

А еще каждый вечер с 21 до 23 ч. он включал генератор и давал нам электричество.

4 августа

Утром вышли на пешеходную обзорную по бухте Средняя, пришли на сумасшедшей красоты белый песчаный пляж и очень расстроились. На нашей прибрежной полосе валялись горы мусора. Напомню, что это закрытая территория заповедника! Мусор приносит море – корабельные поплавки от браконьерских суденышек, пластиковые бутылки, пакеты и прочее.

Решили вернуться на кордон, взять мешки, перчатки и прибраться. И мы это сделали!

Я очень люблю комфорт, поэтому все что я встречала в морях раньше – это пара медуз и такие же туристы, как и я. Представляете мое изумление морским изобилием заповедника, куда доступ праздным отдыхающим запрещен?

Морские ежи – плантациями, морские звезды – разбросаны хаотично, гребешок растет этажом ниже, а еще можно было поиграть с мягкой трепангой и с шустрыми тюленями.

Стреляют в заповеднике часто. В основном в воздух. Иногда по двигателям.

Поразил гигантизм: на фото лист дуба! Огромные плоды шиповника и ростки черемши можно встретить на островах в самых неожиданных местах. Размеры действительно поражают.

9 августа

Ранним утром вышли к южным островам заповедника. Это действительно того стоило! Безлюдный песчаный пляж, бирюзовое море, кордон с ветряными мельницами и солнечными батареями. И шумные птичьи базары.

На острове живут и работают научные сотрудники Александр Ратников и Юрий Викторович Шибаев, а также инспектор заповедника Сергей.

Вечером нам истопили баню, а после мы пили вкусный травяной чай под открытым звездным небом. Начиналось полнолуние. Луна была огромная и отражалась в каждой чашке.

Нам очень повезло, Саша Ратников сделал для нас экскурсию по острову. Познакомил с Береговой батареей, которая вела оборону в 1939 году, показал Подарок острову - пробковое дерево, исцеляющее от всех болезней, рассказал об удивительном человеке – Юрии Викторовиче, живущем на острове и из года в год ведущем научную работу по учету гнездования птиц.

Юрий Викторович Шибаев орнитолог, ведущий научный сотрудник, д.б.н. Жил в землянке, но сильно протекала крыша. После того, как землянка совсем развалилась, поставил себе палаточку и продолжает трудиться на благо российской науки. Резиновая лодка на веслах тщательно заклеена заплатками. От любых подарков вежливо, но решительно отказывается. Жива еще российская интеллигенция…

Банька исполняла желания после того, как мы отмыли ее Японским морем. Мы напарились свежим дубовым веником и сделали маску из морского ежа! Еще я впервые в жизни ночевала под открытым звездным небом. Никого вокруг! Только я и комары!

В один из вечеров мы устроили театр бабочек. Делается он просто. Берется задорное настроение, белая простыня, лампочка, электричество и травяной чай. Зрители рассаживаются перед «экраном» и начинают неспешную приятную беседу. Попробуйте!

Впервые мы увидели тюленей возле о.Пелис. Мы дошли на лодке до камней, на которых обычно наблюдают их скопление. Но камнях было пусто. Валерий Лысенко пояснил, что тюленей с лежбища спугнули волны. Повернули в обратный путь и вдруг бац! Прямо под носом! Не смогли отказать себе в удовольствии поплавать вместе с этими симпатягами. Это непередаваемые ощущения! Выглядывают с любопытством, мордочки умненькие, ведут себя дружелюбно – мы явно представляли для них интерес.

Второй раз встретили этих симпатичных и грациозных лежебок на камнях Михельсона возле о.Фуругельма. Плавали вместе и даже разговаривали с ними – в основном шутили. Но если серьезно, я никогда не видела такими по-детски счастливыми лиц наших путешественников – моих спутников и еще ни разу в жизни не находилась в столь Живом море.

Во время стоянки возле острова Фуругельма капитану корабля пришло штормовое предупреждение. С Японии на нас надвигался тайфун и самым лучшим укрытием для нашего старенького «Насонова» была бухта Золотой рог.

Вот так начало заканчиваться наше путешествие – не дошли мы до мыса Островок Фальшивый, не осмотрели аквакультуру возле Миноносок. Слизнул тайфун целых 2 дня нашего путешествия. Пришлось экстренно сниматься и держать путь в обратную сторону. Во время завтрака мы летали вместе с тарелками, кастрюлями и кружками.

Клуб «Золотая панда» WWF благодарит заповедник и особенно Валерия Лысенко за предоставленные для размещения кордоны, передвижение по территории заповедника, насыщенную экскурсионную программу, замечательный приветственный ужин с директором ДВМЗ Сергеем Михайловичем Долгановым.

А также благодарим Андрея Фереферова (Амурский филиал WWF) и Александра Куликова (экологическое просвещение ДВМЗ) за ту информацию, которая меняла наше восприятие реальности и вдохновляла к новым подвигам!