Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Позиция WWF в отношении плотин

  1. Резюме

    На фоне катастрофического снижения биоразнообразия пресноводных экосистем[1] и очередного ускорения строительства плотин WWF выражает свое несогласие с созданием и эксплуатацией экологически небезопасных гидросооружений, которые не соответствуют принципам и критериям наилучших практик, признанным на международном уровне. WWF выступает за (1) отказ от гидростроительства на территориях с высокой природоохранной ценностью или с воздействием на таковые; (2) рассмотрение всех альтернатив до принятия решения о строительстве новых плотин; и (3) выбор наилучших вариантов управления существующими плотинами и разработки новых с применением принципов, инструментов и процессов, основанных на прозрачности и вовлечении всех заинтересованных лиц.

  2. WWF считает, что:

    Вода является основой жизни на Земле. Здоровые пресноводные экосистемы являются источником ресурсов и услуг, от которых зависит наше общество: еда, вода, энергия, экономическая деятельность и культурные ценности. В конечном счете наше благополучие зависит от того, как мы организовываем использование своих рек и запасов воды. WWF стремится достичь такого состояния мировых водных ресурсов, при котором будет обеспечена безопасность людей и природы, а пресноводные экосистемы, поддерживаемые свободным течением рек, будут здоровы и способны приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, без истощения предоставляя экосистемные услуги для развития человечества.

    Пресноводные экосистемы находятся под угрозой. Почти 60,000[2] существующих больших плотин уже нанесли существенный ущерб окружающей среде и обществу. Вместе с сопутствующими видами деятельности, такими как орошаемое земледелие и водоснабжение населения и промышленности, эти плотины сыграли главную роль в значительном снижении биоразнообразия пресноводных экосистем по всему миру[3], в основном за счет изменения режима стока и нарушения единства и связности речной системы. Кроме того, фрагментация речных систем бесчисленным количеством малых плотин в совокупности может произвести значительный эффект. Поскольку спрос на услуги, предоставляемые плотинами, особенно на орошение и выработку электроэнергии, растет, воздействие на пресноводные экосистемы становится все более ощутимым. Последствия изменения климата усугубляют эту ситуацию.

    Недобросовестные практики должны быть прекращены. Проектирование и эксплуатация множества плотин по всему миру до сих пор основываются на сомнительных экономических допущениях и не учитывают фундаментальных принципов устойчивого развития. Органы общественной политики, государственного планирования и управления должны гарантировать, что плотины выполняют широкий спектр общественно-значимых функций, в том числе обеспечивают защиту окружающей среды.

    Плотины могут выполнять важные для человеческого развития функции, такие как водоснабжение, орошение, производство возобновляемой электроэнергии, регулирование наводнений и засух, а также стимулировать экономическое развитие. По мере роста населения Земли решения о плотинах все чаще принимаются в контексте развития, и WWF признает, что дополнительные проекты высокотехнологичной и экологически безопасной водной инфраструктуры должны будут реализовываться. Тем не менее, мы глубоко обеспокоены ускорением строительства плотин и других объектов водохозяйственной инфраструктуры различных масштабов без должного учета социальных и экологических последствий.

    Человечество может уменьшить потребность в новых плотинах. Крайне важно, чтобы при оценке необходимости строительства плотины рассматривался весь комплекс имеющихся альтернатив. Переход к ответственному использованию воды и энергии может снизить потребность в новом гидростроительстве несколькими способами. Правительства должны уделять первостепенное внимание мерам по сокращению спроса на услуги, оказываемые плотинами, инвестировать в «естественную инфраструктуру» экосистем с низким уровнем воздействия и реконструировать и усовершенствовать существующие плотины. Следует избегать использования подходов, наносящих вред окружающей среде.

    Положительный опыт существует и должен применяться. Процесс принятия решений по стратегиям, планам и проектам должен быть прозрачным и включать всех заинтересованных лиц, а управление должно быть эффективным. Необходим сбор разносторонней информации и инструментов для использования при принятии решений, их обосновании, при выборе места, при разработке и реализации проектов. Чтобы общественные решения были рациональны в долгосрочной перспективе, требуется принимать их на основе комплексной оценки возможностей и потребностей, бассейнового планирования и управления, соответствующего законодательства и признания значимости экосистемных услуг и необходимости стимулирования способности природных комплексов к их производству. Мы будем вынуждены идти на компромиссы таким образом, чтобы сохранять жизненно важные пресноводные системы и процессы, от которых зависит население. Обеспечивая экологический сток и связанность экосистем, можно существенно снизить наносимый им ущерб и восстановить деградировавшие реки.

  3. WWF рекомендует:

    Для того чтобы гарантировать, что плотины не строятся на территориях высокой природоохранной ценности и не воздействуют на них, что они строятся только после полного рассмотрения альтернатив, при поддержке заинтересованных лиц и в местах, где гидростроительство наносит наименьший вред, и что выгоды от существующих плотин повышены, WWF рекомендует согласованные действия, направленные на:

    • усовершенствование процесса принятия стратегических решений, касающихся работы плотин, мест их расположения и сопутствующей инфраструктуры;

      В процессе принятия решений по строительству и эксплуатации плотин:

      … должен быть учтен весь спектр имеющихся альтернатив. Как правило, существует несколько вариантов снабжения населения водой, едой и электроэнергией в необходимых объемах. Приоритет должен отдаваться мерам, не допускающим нанесение экологического ущерба за счет регулирования спроса и повышения ресурсоэффективности, а также усовершенствованию существующих гидросооружений и рассмотрению альтернативных вариантов. Планирование новой инфраструктуры должно быть последним средством.

      … необходимо следовать принципам ответственного, подотчетного и эффективного управления. Стратегии, планы и проекты, касающиеся водной инфраструктуры, должны рассматриваться с помощью прозрачных многокритериальных подходов с участием всех заинтересованных лиц, в частности местного населения, которое будет затронуто при реализации проекта. Особое внимание нужно уделять коренным народам и уязвимым группам населения. Тщательно изучив мнения и ограничения сторон, можно будет прийти к консенсусу и продуктивному диалогу, пониманию рисков и возможных последствий, а также разработать необходимые меры по расширению возможностей, предотвращению ущерба, защите от негативного влияния и смягчению последствий. Правительства должны установить прочные правовые и институциональные рамки, чтобы обеспечить соответствие стратегической экологической и общественной оценки, планирования и реализации проектов передовым методикам, сформулированным в принципах Всемирной комиссии по плотинам. Принимая во внимание высокие ставки, существующие в таких зачастую масштабных проектах, общественное и корпоративное управление должно быть направлено на обеспечение высокого уровня добросовестности и подотчетности.

      … следует искать возможности использования естественных альтернатив инфраструктуре. Необходимость в создании новых инженерных инфраструктурных мер защиты и затраты на них можно свести к минимуму с помощью использования услуг, предоставляемых естественными экосистемами, таких как задержание стока поймами, регулирование наводнений и засух, восстановление водно-болотных угодий и управление водосбором с целью удержания воды, обеспечение устойчивости экосистем бассейна к изменению климата.

      … необходимо соблюдать осторожность. Плотины могут эксплуатироваться веками, вложения в них будут заблокированы в течение длительного периода времени, а их воздействие на общество и окружающую среду весьма значительно. При планировании нужно руководствоваться принципом разумной предосторожности, учитывать неопределенность гидрологических, социальных и политических факторов, возникающих вследствие изменений климата, экономических прогнозов и решений, принимаемых обществом, и создавать систему гибкого управления на основе результатов мониторинга.

      … необходимо опираться на надежные стратегические экологические и социальные оценки, подготовленные с использованием всей доступной информации и современных методов научного анализа, принимая во внимание неопределенность и адаптивность гидрологического режима, текущие и будущие сценарии изменения климата, совокупное воздействие всех видов водопользования и водопользователей, а также значение экологических требований и предоставляемых экосистемных услуг. Такие оценки должны быть проведены на уровне соответствующего речного бассейна или региона с соблюдением принципов включенности и прозрачности. Это является необходимым условием для принятия решений, их обоснования, выбора подходящего места размещения, проектирования и реализации проектов.

      … необходимо проводить оценку важного экологического капитала. Пресноводные экосистемы высокого экологического значения должны получить постоянный уровень защиты от негативного воздействия плотин, в том числе от последствий в верхнем и нижнем бьефе. Это могут быть территории, реки или участки рек, имеющие высокую природоохранную ценность с точки зрения биоразнообразия, экосистемных услуг при будущих негативных изменениях факторов среды, например климата. Следует избегать строительства плотин на главном русле или крупных притоках, имеющих большую экологическую значимость. К типичным зонам, в которых недопустимо строительство плотин, относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) регионального, национального и международного уровня (например, Рамсарские территории, объекты Всемирного наследия) и территории проживания коренных народов. Многие запретные зоны не имеют официального защитного статуса, поэтому государственные органы должны обеспечить их выделение и охрану. Оценивая экологический капитал, необходимо учитывать связанность как внутри речной системы, так и между областями высокой природоохранной ценности.

    • усовершенствование процедур планирования, финансирования, строительства и реализации отдельных проектов и разработок.

      При разработке отдельных проектов:

      … следует придерживаться иерархии минимизации негативных последствий и рисков. Воздействие плотин на окружающую среду и общество, а также соответствующие риски нужно избегать и минимизировать путем адекватного выбора местоположения плотин, их проектирования, строительства и эксплуатации. Последствия и риски, которых невозможно избежать и минимизировать, должны быть смягчены. Компенсационные выплаты и мероприятия[4] могут применяться к остаточным последствиям и рискам только в тех случаях, когда исчерпаны все возможности по предотвращению, минимизации и смягчению последствий гидростроительства.

      … необходимо тщательно анализировать долгосрочные последствия. На данный момент многие проекты реализуются на основе краткосрочных или стационарных гидрологических и климатических предпосылок и сомнительных экономических допущений. Они мотивированы личной выгодой или политической конъюнктурой и нарушают основные принципы устойчивого развития.

      Проектируемые плотины, экологические и социальные издержки от строительства которых превышают выгоды от производимых ими услуг, не должны строиться. Существующие плотины, экологические и социальные издержки от эксплуатации которых превышают выгоды от их услуг, необходимо идентифицировать и исследовать возможности их улучшения или демонтажа, например, с помощью повторного лицензирования. Вывод из эксплуатации и демонтаж устаревших плотин может быть вполне реальной возможностью восстановления речных экосистем.

      … экологический сток должен быть приоритетом. Признавая сток ключевым фактором здоровья речного бассейна, WWF призывает проектировать и эксплуатировать все новые и существующие плотины с учетом режима экологического стока. Под экологическим стоком понимаются «количественные, качественные и временные параметры стока, необходимые для поддержания пресноводных и эстуарных экосистем, а также жизнеобеспечения и благополучия людей, от них зависящих»[5]. На практике экологический сток будет имитировать естественный гидрологический режим. Кроме того, WWF призывает при разработке и эксплуатации новых и существующих плотин поддерживать и восстанавливать связанность речной системы.

      … должно осуществляться постоянное совершенствование. Владельцы, работники и регулирующие органы должны идентифицировать плотины, экологическая и социальная эффективность которых может быть повышена по мере развития технологий, науки и знаний. Появляется все больше возможностей для капитального ремонта, переоборудования и модернизации существующих плотин, что позволяет продлевать срок эксплуатации водохранилищ, повышать качество предоставляемых плотинами услуг, а также снижает потребность общества в новом гидростроительстве.

  4. WWF готов работать с правительствами, международными организациями, местными сообществами, бизнесом и наукой для того чтобы:

    … добиться такого состояния мировых водных ресурсов, при котором будет обеспечена безопасность людей и природы, а пресноводные экосистемы, поддерживаемые свободным течением рек, будут здоровы и способны приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, неистощительно предоставляя экосистемные услуги для развития человечества.[6]

    … идентифицировать важные или критически важные природные активы и речные системы высокой природоохранной ценности и установить приоритетность на их защиту от строительства плотин. WWF задействует свои значительные научные, местные, региональные и глобальные ресурсы, партнеров и связи, чтобы поспособствовать идентификации, ранжированию и защите природного пресноводного капитала, предоставляемых им экосистемных услуг и зависимых от него территориальных экосистем.

    … стимулировать процессы стратегического планирования. WWF будет продолжать содействовать развитию стратегий и планов по развитию сфер водопользования, энергетики и сельского хозяйства и стремиться к повышению их экологической эффективности. Мы работаем на основе сотрудничества и диалога, развиваем местный потенциал и партнерства, разрабатываем стандарты и инструменты для принятия решений, а также проводим мониторинг и оценки.

    … противодействовать тем плотинам и сопутствующим им стратегиям, планам или регламентам, которые нарушают принципы устойчивого развития, признанные на международном уровне. Кроме того, WWF будет бороться с деградацией, уменьшением размеров и ликвидацией существующих ООПТ и нарушением прав человека, особенно коренных народов и уязвимых групп населения.

    … принимать меры с целью минимизации воздействия и максимизации выгод от существующих плотин, а также снижения спроса на новые плотины. WWF будет продолжать отстаивать необходимость усовершенствования оперативного управления экологическими выгодами на существующих плотинах путем создания соответствующих стратегий, планов и регламентов. Это может включать в себя осуществление экологических попусков, ремонт оборудования, модернизацию, восстановление связанности экосистемы и демонтаж опасных или устаревших плотин.

    … принимать во внимание надлежащие практики экологической устойчивости. Мы требуем, чтобы гидроэнергетические проекты — как существующие, так и планируемые — соответствовали международным стандартам и критериям устойчивого развития, сформулированным Всемирной комиссией по плотинам в Методике оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития (англ.: Hydropower Sustainability Assessment Protocol).

    … стимулировать применение надлежащих практик путем усовершенствования стандартов и регламентов, целевых ориентиров, охранных политик и критериев кредитования. WWF призывает к применению стратегического бассейнового планирования для гидростроительства[7], использованию подходов и стандартов рационального водопользования[8] и оценке водных рисков[9]. WWF поддерживает повсеместное принятие Методики оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития[10] и сохранение ее целостности и независимости. WWF будет периодически оценивать такие практики и подходы с целью повышения их эффективности.


[1] Индекс живой планеты (TheLivingPlanetIndex, LPI) для пресноводных экосистем, который измеряет тенденции изменения численности тысяч популяций позвоночных видов, показывает снижение на 76% за период с 1970 по 2010 год.

[2] Всемирный реестр плотин от 2014 года включает в себя 58 266 плотин. Основным требованием для включения в реестр является отметка гребня плотины не менее 15 метров.

[3] Доклад WWF «Живая планета 2014»

[4] Позиция WWF по компенсации ущерба биоразнообразию

[5] Брисбенская декларация, 2007

[6]Пресноводная стратегия WWF на 2015—2020 гг.

[7] Например, Алгоритм общебассейновой оценки устойчивости развития гидроэнергетики (RapidBasin-wideHydropowerSustainabilityAssessmentTool, RSAT) или Основополагающие принципы устойчивой гидроэнергетики (GuidingPrinciplesonSustainableHydropower), подготовленные Международной комиссией по охране реки Дунай

[8] Например, Стандарт Альянса по рациональному использованию водных ресурсов

[9] Фильтр водных рисков (WaterRiskFilter)

[10] www.hydrosustainability.org

Помогите природе прямо сейчас!