Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Авария в Мексиканском заливе

Произошедшая в апреле 2010 авария на буровой платформе BP в Мексиканском заливе в США привела к колоссальным негативным воздействиям на экосистемы залива, а также нанесла серьезный ущерб таким устойчивым секторам экономики региона как рыболовство и туризм. Результатом выброса нефти из скважины платформы Deepwater Horizon стал крупнейший в истории наблюдений разлив нефти в морских условиях: более 200 миллионов галлонов (около 650 тысяч тонн нефти) в течение 86 дней.

За последние шесть лет были предприняты значительные усилия для осмысления причин и последствий этого разлива, а также опыта его ликвидации. Для изучения последствий этого нефтеразлива на окружающую среду в США было проведено большое количество научных исследований. Весной 2016 г. был опубликован обширный Доклад об оценке ущерба природным ресурсам, содержащий беспрецедентное количество информации. Наряду с официальным расследованием последствий разлива (NRDA - Natural Resource Damage Assessment) предпринята независимая инициатива по изучению Мексиканского залива (Gulf of Mexico Research Initiative, GOMRI), в рамках которой в период с 2010 по 2020 годы инвестируется 500 миллионов долларов в изучение воздействий на окружающую среду нефти, нефти в дисперсном состоянии и диспергаторов. В течение 30-ти лет Национальная академия наук США также намерена потратить 500 миллионов долларов на реализацию своей Программы по изучению Мексиканского залива «для повышения безопасности системы нефтедобычи и защиты здоровья людей и окружающей среды в Мексиканском заливе и на других участках внешнего континентального шельфа США». Бюро управления морской частью ТЭК (Bureau of Offshore Energy Management, BOEM) и Бюро по вопросам охраны окружающей среды и экологического законодательства (Bureau of Safety and Environmental Enforcement, BSEE) Министерства внутренних дел США, а также некоторые штаты и нефтяные компании инвестировали сотни миллионов долларов в изучение вопросов, связанных с безопасностью при добыче нефти в морских условиях, в частности, касающихся предотвращения разливов, повышения оперативной готовности и ликвидации последствий аварий.

Результаты этих научно-исследовательские работ отражены в многочисленных научных отчетах и публикациях, прошедших критическое обсуждение в научном сообществе США и ставших доступными для публичного обсуждения и использования. С 5 по 7 апреля 2017 года в Москве при поддержке WWF проходил симпозиум, посвященный урокам аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Симпозиум стал площадкой для обмена опытом и мнениями американских ученых, участвовавших в исследованиях по вопросам ликвидации последствий аварии на платформе Deepwater Horizon, с их российскими коллегами. Подробнее о симпозиуме вы можете прочитать в новости на нашем сайте, а программу и презентации - скачать по этой ссылке или в правой колонке этой страницы.

Несмотря на применяемые в США беспрецедентные на национальном уровне усилия по ликвидации аварийного разлива нефти в Мексиканском заливе, последствия аварии будут ощущаться десятилетиями. Так, например, последствия после разлива нефти с танкера Эксон Валдиз, произошедшего в 1989 у берегов Аляски, наблюдаются по сей день.

Произошедшая чрезвычайная ситуация в Мексиканском заливе служит новым тревожным сигналом для всего мирового сообщества, напоминающим о необходимости строгого соблюдения экологических норм при разведке и добыче и транспортировке углеводородов. Так, сразу после аварии в июне 2010 года WWF России и коалиция НПО призвали объявить мораторий на развитие новых проектов добыче нефти на шельфе российских морей, в первую очередь в Арктике. В июне 2014 года вышло поручение Президента России в части повышения уровня экологической безопасности в связи с освоением шельфовых проектов в Арктике.

Для России данная проблема еще более актуальна в связи с тем, что наиболее перспективным регионом для реализации новых нефтегазовых проектов и развития судоходства является Арктика. Так, в последние 10-15 лет в России реализованы первые проекты по добыче нефти на шельфе Арктики, есть прогнозы по дальнейшему развитию таких проектов в среднесрочной перспективе. Расширяются судоходные операции по транспортировке углеводородного сырья. В частности, в 2016 году начались круглогодичные танкерные перевозки нефти из Обской губы в ЯНАО в Европу, и этот грузопоток будет расти, включая поставки углеводородного сырья на азиатские рынки в ближайшие годы.

Расширение активности на российском шельфе в области разведки, добычи и транспортировки нефти и газа несет в себе неотъемлемые риски, включая риски разливов нефти и конденсата. Эффективная ликвидация последствий возможных нефтяных разливов в условиях ледовых арктических морей, согласно исследованиям WWF,  на сегодняшний день невозможна из-за отсутствия необходимых технологий и нормативной базы для компенсации ущерба.

Симпозиум 5-7 апреля 2017 года

Симпозиум 5-7 апреля 2017 года
Андрей Ильин