Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

WWF: Шелковый путь должен быть «зеленым»

16 мая 2017
Всемирный фонд дикой природы готов работать с правительствами и инвестиционными компаниями, чтобы минимизировать экологические риски при развитии масштабных проектов нового Шелкового пути.

14-15 мая в Пекине прошел Форум «Один пояс, один путь», в котором приняли участие лидеры и главы правительств около 30 стран, включая президента России Владимира Путина. Всемирный Фонд дикой природы (WWF), приветствуя грандиозные инициативы евроазиатского развития, призывает не забывать о необходимости баланса между экономическими, социальными и экологическими приоритетами.

Чтобы снизить экологические риски проекта, в Китае были выпущены специальные «Рекомендации по строительству Зеленого Шелкового пути». Их подготовили Министерство окружающей среды Китая совместно с МИДом, Министерством торговли и Национальным комитетом по развитию и реформам КНР. Этот документ призывает к тому, чтобы проекты в рамках Шелкового пути соответствовали принципам устойчивого развития.

Тем не менее, с точки зрения WWF, очевидно, что реализация заложенных в рекомендациях принципов займет время. А крупнейшие инфраструктурные проекты прорабатываются и ищут инвестиции уже сейчас.

Анализ, проведенный WWF (см. специальную брошюру WWF на английском языке), показал, что планируемые объекты и инфраструктура Нового Шелкового пути могут оказаться непосредственно на  территориях, важнейших с точки зрения сохранения биологического разнообразия, или оказать на них серьезное влияние. Например, в Амурском экорегионе при реализации транспортных коридоров Нового Шелкового пути под непосредственным техногенным натиском в Приморье окажутся места обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда, а в Амурской области – места обитания дальневосточного аиста,  журавлей и других видов мигрирующих птиц.

Безусловно, развитие крупных инфраструктурных объектов может создать множество экономических и общественных благ. Но если они будут неграмотно и однобоко спланированы, масштабные стройки могут нанести серьезный ущерб окружающей среде. Тем самым будут поставлены под удар и долгосрочные экономические перспективы, и устойчивость проекта Нового Шелкового пути.

Чтобы этого не произошло, по мнению WWF, необходимо, чтобы власти государств, которые затронет инициатива – России, Китая, стран Центральной Азии и Монголии – проводили политику, обеспечивающую превентивный учет экологических требований и ограничений при реализации проектов на их территориях. WWF рекомендует всем странам Шелкового пути руководствоваться конвенциями об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.) и по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.

«Кроме того, необходимо срочное создание открытой для проектировщиков, компаний и всех заинтересованных сторон электронной геоинформационной системы (ГИС) с данными по всем особо охраняемым природным территориям, включая региональные, – отмечает Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России. – Также важно создать систему обучения компаний и инвесторов из Китая требованиям российского природоохранного законодательства, ввести запрет на финансирование технологий с низкими стандартами энерго- и ресурсоэффективности, а также внедрить ряд других сходных мер». 

Фото: Игорь Хайтман / WWF России
Для дополнительной информации
Руководитель отдела по связям с общественностью Амурского филиала
Директор по природоохранной политике