Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Экологи призвали «Эксон» отказаться от опасных для китов планов

20 декабря 2016

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Международный фонд защиты животных (IFAW) и «Экологическая вахта Сахалина» направили в Росприроднадзор и «Эксон Нефтегаз Лимитед» результаты общественного мониторинга за транспортными операциями нефтегазовой компании летом 2016 года у залива Пильтун, расположенного на северо-восточном побережье Сахалина. В обзоре обобщены факты природоохранных нарушений оператора проекта «Сахалин 1».

Серый кит у залива Пильтун. Август 2016 г. Фото из обзора.
© Е. Артеменко

Перевозка грузов в залив Пильтун продолжалась в период с 14 июня по 2 августа 2016 года, всего было проведено 11 буксируемых барж. Общественные природоохранные организации вели мониторинг транспортных операций как на месте с берега, так и с помощью веб-сервиса MarineTraffic, позволяющего следить за передвижениями судов через интернет.  

Экологи выяснили, что «Эксон НЛ» неоднократно нарушал требования проектной документации и собственного Плана защиты морских млекопитающих. В частности, компания превысила количество используемых буксиров – вместо 5 использовалось до 8 судов одновременно. Транспортные операции проводились преимущественно ночью и в туман, хотя в условиях ограниченной видимости они должны быть сведены к минимуму. Буксиры регулярно нарушали ограничение скорости в 5 узлов, развивая ее до 10–13 узлов. Район осуществления судоходства не ограничился морским коридором шириной до 1 км, вместо этого буксиры совершали множество перемещений за его пределами, регулярно заходя в особо чувствительную зону – участок пастбища с повышенной концентрацией самок с детенышами южнее входа в залив, а также курсируя в пределах пастбища на север на расстояние до 20 км. Большинство таких перемещений происходили ночью.

Все это создавало высокий риск столкновения судов с китами, препятствовало выполнению мер смягчения воздействия на них и резко повышало фактор беспокойства и шумового «выдавливания» китов из важнейшего кормового района. Анализ распределения млекопитающих показал, что большинство животных, особенно самки с детенышами, покинули наиболее важную и продуктивную часть своего подводного пастбища в районе входа в залив Пильтун и ушли значительно южнее.

В 2017 году планируется проводка еще не менее 7 барж в районе обитания редких китов, поэтому общественные природоохранные организации призывают Росприроднадзор в связи с допущенными нарушениями отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту транспортировки.

Экологи также обращаются к «Эксон НЛ» с предложением составить отдельный проект назавершение транспортных операций по другому варианту – с разгрузкой грузов в порту Москальво на северо-западе Сахалина и их перевозкой на Пильтунскую косу по уже существующим автомобильным дорогам. «Если компания примет такое решение, это даст не только большой природоохранный эффект для сохранения китов, но и станет существенным вкладом в загрузку местного порта, модернизацию дорог и обеспечение работой местного населения», – считает Дмитрий Лисицын, руководитель «Экологической вахты Сахалина».

«Научная экспедиция IFAW по изучению серых китов, работающая в заливе Пильтун в летние месяцы, собрала много научно обоснованных доказательств того, что работы с нарушением требований по обеспечению экологической безопасности являются реальной угрозой для существования популяции этих редчайших  китов, - говорит Мария Воронцова, директор представительства в России Международного фонда защиты животных IFAW. – Только совместными усилиями природоохранных  организаций, общественности и нефтяников возможно  стабилизировать и сохранить уникальную, так называемую «западную» популяцию серых китов».

«Мы ожидаем, что в Год экологии в России будет законодательно закреплен такой важный инструмент превентивного снижения экологических рисков, как стратегическая экологическая оценка, – говорит Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК. – Если бы СЭО применялась на этапе проработки проектов «Сахалин 1» и «Сахалин 2», многих экологических конфликтов можно было бы избежать».

Планы по доставке грузов через залив Пильтун были опубликованы «Эксон НЛ» еще в 2013 году и сразу вызвали резкую критику общественности. За всю 20-летнюю историю освоения сахалинского шельфа впервые планировалось активное судоходство в границах Пильтунского кормового района исчезающей западной популяции серого кита, причем с использованием самых шумных судов – буксиров. Всего предполагалось провести 18 барж с грузом до 3000 т каждая из Охотского моря в залив Пильтун в течение летних сезонов 2016–2017 гг. «Эксон НЛ» с большим трудом смог получить положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), а заключение общественной экологической экспертизы было отрицательным.

Для дополнительной информации
Руководитель программы по экологической политике ТЭК
Помогите природе прямо сейчас!