Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Балластные воды танкеров способствуют распространению в морях агрессивных инвазивных видов

29 октября 2010
На Десятой конференции стран Конвенции ООН по биологическому разнообразию, которая завершается сегодня в Нагое (Япония), представители международных компаний призвали глав государств ратифицировать Конвенцию о балластных водах.

Транспортные и рыбоводческие компании заявили, что они готовы взять на себя необходимые обязательства и перейти на новый технологический уровень, чтобы решить проблему «путешествия» морских видов из одной экосистемы в другую вместе с балластными водами.

Проблема воздействия «видов-вселенцев» на морское биоразнообразие и продовольственную безопасность стоит очень остро уже много лет. Танкеры, предназначенные для перевозки жидких грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, отправляясь в обратный путь, заполняются водой из океана, захватывая, попутно с этим, личинки различных морских обитателей. По возвращении балластная вода сливается обратно в океан. Каждый день танкеры перевозят в балластных водах от семи до десяти тысяч морских видов в разные части земного шара. Таким образом, многие виды животных поселяются в совершенно непривычной для них среде. Более слабые, как правило, в скором времени гибнут, а более агрессивные виды приспосабливаются и зачастую наносят серьезный ущерб биоразнообразию своего нового места обитания.

«Одним из таких примеров можно назвать найденного в 1982 году в Черном море желеобразного гребневика-мнемиопсиса, - рассказывает руководитель Морской программы WWF России Константин Згуровский. - Как считают специалисты, он был привезен из Северной Америки вместе с балластными водами. В результате размножения гребневика Черное море по своему составу стало напоминать желе, что привело к гибели планктона, в том числе мелких ракообразных, а впоследствии – мелких рыб питающихся планктоном, и хищников - дельфинов и крупных рыб». Проблема решилась только спустя некоторое время, когда в Черном море появился более крупный хищный гребневик-берое и начал охоту на мнемиопсиса, сильно сократив его численность.

Еще один пример - не так давно один из наиболее распространенных видов двустворчатых моллюсков, мидия-зебра, был случайно завезен в район Больших Озер. В результате этой миграции были обнаружены многочисленные повреждения водопроводных труб, корпусов лодок, и других твердых поверхностей, ущерб от которых был оценен в 5 млрд. долларов. В Австралии вселение амурской звезды привело к уничтожению устричных банок и ферм, что привело к многомиллионным убыткам. Для того, чтобы предотвратить перемещение морских организмов вместе с балластными водами, в 2004 году ряд государств под эгидой Международной морской организации, подписали Конвенцию по управлению балластными водами. Однако она до сих пор не вступило в силу, так как несколько стран, в числе которых Россия, так и не ратифицировали ее.

По мнению WWF, в России эта проблема стоит особенно остро, так как она является одной из крупнейших стран-перевозчиков нефти.

© WWF России
© WWF России
© WWF России
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!