Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Киотский протокол: сможет ли Госдума отделить правду ото лжи?

13 апреля 2004
15 апреля в Государственной Думе РФ намечены общественные слушания по вопросу о ратификации Киотского протокола

WWF очень обеспокоен появлением в российских СМИ различных мифов о Киотском протоколе. WWF России твердо уверен, что Киотский протокол полностью отвечает экономическим, социальным и экологическим интересам России. Он как нельзя лучше отражает наше стремление к решению глобальных вопросов в рамках ООН, геополитическую роль России как великой державы и полноправного члена Восьмерки. Не случайно 121 страна, ратифицировавшая Киотский протокол, с надеждой смотрит именно на Россию, в чьих руках сейчас судьба данного соглашения.

К сожалению, часто искаженная информация о Киотским протоколе поступает от лиц, занимающих высокие государственные должности. Советник Президента РФ г-н Илларионов неоднократно настаивал на отказе России от участия в Киотском протоколе, делал соответствующие заявления в СМИ. Но сам факт того, что Россия не отказалась от участия в этом соглашении, говорит о взвешенном и вдумчивом подходе Президента России к этому документу.

Многие аргументы советника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова, который выступает против ратификации Россией Киотского протокола, являются необоснованными. По мнению доктора экономических наук, директора Института водных проблем РАН В.И. Данилова-Данильяна, набор аргументов настольно противоречит реальности, что их можно расценивать только как прямую ложь.

Вот четыре основных аргумента г-на Илларионова против Киотского протокола, и объяснения почему это не так:

    Первое: Россия не выполнит обязательства Киотского протокола по объему выбросов парниковых газов (то есть российские выбросы СО2 в 2008 – 2012 гг. не будут выше уровня 1990 г.).

На самом деле это подтверждается всеми экономическими сценариями, в том числе и самым последними, основанными на удвоении ВВП за 10 лет (прогнозы министерства экономического развития и торговли, прогнозы института энергетических исследований РАН, прогнозы института глобального климата и экологии РАН и Росгидромета). Дело в том, что сценарии основываются на детальном рассмотрении развития секторов экономики России и факторов, влияющих на выбросы СО2, а г-н Илларионов делает статистическую обработку общей зависимости между ВВП и выбросами в разных странах, условия которых часто кардинально отличаются от российских.

    Второе – России будет сложно выйти из Киотского протокола после 2012 года.

Г-н Илларионов зря пугает слушателей проблемами с будущим выходом из протокола. На самом деле выход произойдет автоматически, если Россия не ратифицирует обязательства на период с 2013 года, переговоры о которых еще не начинались.

    Третье – г-н Илларионов обвиняет ученых в искажении или даже фальсификации данных о глобальном изменении климата.

Тем не менее, изменения климата – научно необоснованный факт, ученые всего мира уверены, что они в основном вызваны антропогенными выбросами СО2 при сжигании ископаемого топлива. Специально созданный орган – Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) объединяющая 2500 ученых, включая и представителей России, например, вице-президента МГЭИК академика Ю.А. Израэля. МГЭИК сделала однозначный вывод: имеется беспрецедентное за последние 10 тыс. лет потепление климата, в основном вызванное антропогенным выбросом в атмосферу парниковых газов. МГЭИК выпустила три всеобъемлющих доклада (1990, 1995, 2001 гг.), в которых утвердительный тон выводов становится все более резким. Всемирная Метеорологическая Организация (президент – Руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий) в докладе 2003 г. «Наш будущий климат» полностью подтверждает физическую и статистическую значимость роста температуры и концентрации СО2 в атмосфере и опасность бесконтрольного развития событий. Наряду с этим, как всегда бывает в науке, имеются ученые, отстаивающие иную точку зрения.

    Г-н Илларионов говорит о том, что ЕС навязывает России свои «нормативы» снижения выбросов к 2050 г.

Это не так: обязательства России на период с 2013 г. будут определяться исключительно Россией и в интересах России. Конечно, ЕС может вводить нормативы для стран-членов Союза, но в обозримой перспективе Россия не собирается вступать в ЕС. Более того, для России с 2013 г. нужен будет иной принцип исчисления обязательств - не в процентах от уровня 1990 г., а в удельных единицах, отнесенных к росту ВВП.

© WWF России / А.Евграфов