Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

В ООН договорились не увеличивать выбросы CO2 от авиаперелетов

07 октября 2016
Международная организация гражданской авиации решила, как до 2035 года ограничивать выбросы углекислого газа. Компенсировать их будут за счет снижения эмиссии парниковых газов в других секторах экономики.

Сейчас эмиссия СО2 в атмосферу в результате международных полетов гражданской авиации составляет около 2% от всех антропогенных выбросов парниковых газов. Однако ожидается, что в 2020 году эта доля возрастет до 5%, а к 2050 году может достичь 50%. Это связано с тем, что пока не существует технических решений для перевода авиации на источники энергии, не связанные с выбросами СО2.

В итоге более 190 стран-членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) приняли следующее решение. В первой – пилотной фазе, с 2021 по 2026 год – страны будут участвовать на добровольной основе. Авиакомпании должны будут компенсировать 80% роста их выбросов от уровня 2020 года, покупая разрешения на выбросы, которые будут генерироваться проектами в других сферах экономики. Т.е. авиакомпании будут покупать сертификаты, подтверждающие, что выбросы были снижены в том или ином проекте, например, в энергетике, промышленности или лесном хозяйстве.

В 2027-2035 годах в глобальных действиях должны будут участвовать уже все страны, за исключением самых слабых. При этом отсчет по-прежнему будет вестись от 2020 года. Таким образом, несмотря на ожидающийся быстрый рост объема перевозок, глобальные выбросы расти не будут. После 2035 года для снижения выбросов будут приниматься решения, соответствующие и уровню развития новых технологий, и долгосрочной цели Парижского соглашения – ограничить глобальное потепление XXI века на уровне существенно ниже 20С.

По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, принято очень важное и долгосрочное решение. Тем не менее, оно не лишено недостатков. «Главная проблема в том, что не понятно, на какие именно проекты пойдут деньги авиакомпаний. Они должны удовлетворять критериям устойчивого развития и экологической целостности, – комментирует Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF России. – Также есть большая неопределенность в том, будут ли платежи действенным стимулом совершенствования технологий и не лягут ли целиком на плечи пассажиров».

© Global Warming Images / WWF

По экспертным оценкам, до 2035 года затраты авиакомпаний составят от 5 до 24 млрд долларов, а цена билета возрастет на 0,3-12 долларов. Многое зависит от «цены» разрешений на выбросы, однако в любом случае через 15-20 лет расходы бизнеса на компенсации не будут превышать 2% от его доходов.

Об участии в пилотных действиях заявили более 60 стран, на долю которых приходится 85% выбросов международных авиационных перевозок. В их числе ЕС, США, Канада, Япония и другие развитые страны, ряд небольших государств, делающих ставку на гражданскую авиацию – ОАЭ, Катар, Сингапур, и даже те страны, у которых сейчас авиации фактически нет, например, Буркина-Фасо или Маршалловы острова.

Одновременно решение обеспокоило страны, которые рассчитывают в 2020-х годах сильно увеличить объем международных перевозок. Россия, Индия, Аргентина и Венесуэла пока воздержались от решений. Китай и Бразилия после долгих дебатов согласились присоединиться к пилотным действиям с 2021 года.

По оценкам экспертов, в целом действия ИКАО затронут приблизительно три четверти выбросов от международных полетов гражданской авиации. При этом полеты внутри стран тоже не будут оставлены без контроля. Эти выбросы СО2 будут регулироваться в национальных целях стран, наличие и порядок пересмотра которых регулируются Парижским соглашением.

«Сейчас заложены только основы будущих глобальных действий. Однако процесс уже идет и на добровольной основе, – добавляет А. Кокорин. – Ведущие авиакомпании мира, в том числе российский «Аэрофлот», уже предлагают пассажирам рассчитать, а часто и компенсировать их выбросы. Очень важно, чтобы эти компенсационные проекты были экологически безупречны и имели дополнительные социальные и природоохранные выгоды».

Для дополнительной информации
Руководитель программы «Климат и энергетика»