Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

К 2020 году мир потеряет две трети диких животных

27 октября 2016
По данным доклада WWF «Живая планета», с 1970 года численность популяций млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий сократилась на 58%.

27 октября 2016 года опубликован доклад WWF «Живая планета» — один из самых цитируемых источников о состоянии «здоровья» планеты. Одним из основных показателей, который анализируется в исследовании, стал индекс живой планеты. Этот индекс используется для отслеживания изменений численности популяций животных в дикой природе.

Как говорится в докладе, в 1970–2012 годах численность позвоночных животных в мире снизилась на 58 процентов. То есть примерно за 40 лет количество млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий сократилось более чем вдвое. При этом численность популяций сократилась: для наземных видов — на 38%; для пресноводных видов — на 81%; для морских видов — на 36%.

В среднем ежегодное сокращение численности популяций составляет 2%. Признаки замедления этого процесса пока отсутствуют. Если эти тенденции сохранятся, к 2020 году численность популяций сократится на две трети (67%).

© naturepl.com / Graham Eaton / WWF
© Bjorn Holland / Getty Images / WWF
Экологический след планеты, 1961-2012
Индекс живой планеты, 1970-2010
© naturepl.com / Andy Rouse / WWF
Обложка доклада

«Дикая природа исчезает с беспрецедентной скоростью — буквально в течение жизни нашего поколения, — отметил Марко Ламбертини, генеральный директор WWF International. — И проблема не только в том, что мы теряем замечательные виды животных, которых любим. Биологическое разнообразие - это основа здоровья лесов, рек и океанов. Уничтожьте часть видов - и экосистемы, в которых те обитали, разрушатся, что приведет к нехватке чистого воздуха, воды, продуктов питания».

Основные угрозы для видов напрямую связаны с деятельностью человека. Самая распространенная причина сокращения популяций — потеря и деградация мест обитания животных. В числе других угроз — чрезмерная эксплуатация видов (неустойчивый промысел, добыча и браконьерство), загрязнение, чужеродные (инвазивные) виды и заболевания, а также изменение климата.

«Для России фактор изменения климата особенно важен. Сокращение площади льдов в Арктике создает угрозу для многих редких животных нашей страны, в том числе белых медведей, моржей и ряда других морских млекопитающих, краснокнижных видов птиц, например, белой чайки», — отметил Михаил Стишов, координатор проектов по сохранению биоразнообразия Арктики WWF России.

В докладе «Живая планета 2016» приводятся также обновленные данные о масштабе перерасхода ресурсов планеты. Для восполнения природных ресурсов и услуг, которые потребляет человечества, сейчас потребовались бы 1,6 Земли. Еще 2 года назад людям было необходимо 1,5 Земли.

Почти 50% запасов биоемкости (способности экосистем производить ценные биологические ресурсы и поглощать отходы) в мире приходятся на долю пяти стран, в числе которых Бразилия, Китай, США, Россия и Индия. Однако эти же страны оставляют серьезный экологический след. На первом месте по величине экологического следа находится Китай (24% от экологического следа всего человечества), далее следуют США (13%), Индия (7%), Россия (4%) и Япония (3,2%).

«Сегодня человечество до такой степени изменило планету, что некоторые ученые уже говорят о начале новой геологической эпохи — антропоцена, — говорит Павел Боев, старший координатор программы «Зеленая экономика» WWF России. — Конечно, ситуация в разных странах и регионах значительно различается. Россия по-прежнему остается глобальным донором природного капитала — мы находимся на четвертом месте в мире по этому показателю. Однако нагрузка, которую мы оказываем на экосистемы страны, тоже очень велика. Экологический след россиян почти вдвое превышает средние значения для стран БРИКС».

Дополнительная информация

Индекс живой планеты используется для мониторинга изменений численности популяций животных в дикой природе. В базе Лондонского зоологического общества (The Zoological Society of London, ZSL), которое производит подсчеты, хранятся данные о численности более 14 тыс. популяций 3700 позвоночных животных. Индекс нужен для того, чтобы понять, как меняется общая численность животных.

Экологический след — это площадь поверхности Земли, необходимая, чтобы обеспечивать человечество ресурсами и поглощать отходы. Его подсчитывает Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Network, GFN). Методология позволяет странам (а также регионам, городам и даже отдельным домохозяйствам) измерить уровень потребления ими природного капитала и сопоставить его с объемом имеющихся запасов возобновляемых ресурсов.

Для дополнительной информации