Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Завершился международный семинар по учету выбросов парниковых газов в атмосферу в России

08 декабря 2000
Завершился международный семинар по учету выбросов парниковых газов в атмосферу в России

Международный семинар по учету выбросов парниковых газов в атмосферу «Региональная инициатива по инвентаризации выбросов парниковых газов в России» был проведен в Челябинске 5-6 декабря 2000 г. Семинар был организован Центром энергоэффективности (ЦЭНЭФ, г. Москва), Российским представительством Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Администрацией Челябинской области при поддержке Агентства по охране окружающей среду США. Более 40 участников из 11 регионов России, Украины, Казахстана, США, Международного энергетического агентства и ряда других организаций в течение 2 дней рассмотрели методические и организационные проблемы учета выбросов парниковых газов в атмосферу, прежде всего CO2 от сжигания топлива (другими основными парниковыми газами является метан - CH4 и закись азота - N2O).

Были представлены результаты выполненного полного учета (инвентаризации) выбросов в 4 регионах: Новгородской, Челябинской и Сахалинской областях, Республике Хакасия. Основной вывод - инвентаризация на среднем международном уровне качества и детальности не является ни очень сложной, ни особо дорогостоящей задачей для регионов. В основном все данные уже есть и требуется только их систематизация и обобщение, прежде всего, это формы учета расхода топлива Госкомстата, информация, имеющаяся в региональных администрациях, и в органах Министерства природных ресурсов.

Международная методика учета тоже в принципе не сложна, почти в 100% случаев никаких измерений не требуется, а выбросы рассчитываются по данным о потреблении различных видов топлива и данным производстве определенных видов промышленной и сельско-хозяйственной продукции, переработке отходов и лесохозяйственной деятельности. Другое дело, что международная методика не имеет официально принятого российского аналога.

Разработка официального российского Руководящего Документа имеет первостепенное значение. Институт НИИ «Атмосфера» Министерства природных ресурсов, отвечающий за контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, уже ведет такую работу и готов довести ее до конца. Однако для этого требуется привлечение экспертов из различных российских ведомств и институтов, на что у института нет средств. Представляется особенно важным обеспечить активное участие Минэнерго - ведомства, курирующего основной источник выбросов (в России сжигание топлива дает примерно 75-80% всех выбросов всех парниковых газов). Фактически «потребителем» методики учета будут именно отделы областных администраций, отвечающие за энергетику, и территориальные органы Минприроды.

Относительно технических аспектов проведения инвентаризации, участники семинара сошлись во мнении, что разные отрасли экономики (то есть категории источников выбросов) должны иметь разный уровень централизации. Лучшим способом учета выбросов в энергетике является составление энергетического баланса региона и на его основании «автоматический» расчет выбросов с помощью стандартного программного обеспечения. Тут можно добиться и высокой точности и надежности получаемых расчетных данных. В промышленности, вероятно имеет смысл проводить общероссийский учет по отдельным секторам, в частности черной и цветной металлургии, химической промышленности, производству стройматериалов и т.д. Тут тоже не должно возникнуть проблем с проведением достаточно точных расчетов.

С другой стороны, расчет выбросов от ведения сельского хозяйства, лесохозяйственных мер, переработки отходов в принципе сопряжен с весьма низким уровнем точности и пока нет реальных возможностей улучшить ситуацию (заметим, что сельскохозяйственное производство и переработка отходов в сумме дают не более 10% всех выбросов). Поэтому тут нет смысла тратить большие средства и целесообразно вести учет по федеральным округам или даже делать оценки только для всей страны в целом.

Относительно второстепенных парниковых газов - гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы, которые в сумме дают не более 2% парникового эффекта, рекомендовано провести соответствующие научные работы и сделать оценки и модельные расчеты для всей страны в целом (что не исключает того, чтобы отдельные особо крупные источники были рассмотрены отдельно).

Отдельно стоит вопрос о выбросах на транспорте. Выбросы от автотранспорта очень значительны, но учесть их пока удается только по данным о валовом потреблении бензина и дизельного топлива. Большую сложность представляет учет авиационного и судового топлива, особенно используемого для международных перевозок. Здесь пока решения не найдено, равно как и не имеется четких международных правил учета.

Представителями многих регионов были сделаны интересные доклады о планируемых и даже уже выполняющихся проектах, приводящих к эффективному снижению выбросов парниковых газов. Это, прежде всего, проекты по энергосбережению и энергоэффективности, причем часть из них является международными.

Однако было отмечено, что несмотря на весьма значительный объем уже накопленных данных о выбросах парниковых газов и информации об уже идущих проектах по снижению выбросов, эта информация лежит «мертвым грузом». Она не поступает в международные органы Конвенции по климату, что создает впечатление полного отсутствия данных и отсутствия в России интереса к реализации международных проектов по снижению выбросов парниковых газов. Это безусловно резко снижает инвестиционную привлекательность расширения и развития текущих проектов, равно как и снижает возможности начать новые международные проекты.

Причиной этого является ведомственная разобщенность и отсутствие в России работоспособной официальной системы учета выбросов и контроля за реализацией международных проектов по снижению выбросов. Участники семинара призвали представителей министерств и ведомств решить эту проблему в кратчайшие сроки.

К концу 2001 года Россия должна представить Государственный Доклад (Третье Национальное Сообщение РФ по климатической конвенции), где должны быть представлены результаты учета выбросов. Было рекомендовано, чтобы отдельные министерства, не дожидаясь решения Правительства, подготовили отдельные главы доклада. Минэнерго, в частности Институт энергетической стратегии, могло бы подготовить главу Энергетика; Минприроды, Институт НИИ «Атмосфера» - главы по промышленности, сельскому хозяйству и отходам, ВНИИЦлесресурс - главу по лесному хозяйству, а Институт угля (г. Кемерово) раздел по шахтному метану.

WWF позитивно оценивает результаты семинара. Несмотря на сложные условия работы (неожиданно ударили сильные морозы, температура опускалась до -32 днем и -38 ночью), шло активное и открытое рабочее обсуждение методических и технических проблем никак не «окрашенное» межведомственными и политическими проблемами. Именно так и должно быть - учет выбросов это просто адекватная информация о том «как мы живем», необходимая для планирования того, как исправлять ситуацию.

WWF поставило своей целью всемерно помогать проведению качественного учета выбросов парниковых газов и к концу 2003 года добиться того, чтобы 80% учета выбросов CO2 отвечало международным критериям точности, детальности и «прозрачности». Сейчас этот уровень оценивается только в 35-40% и требуется приложить немало усилий для, как минимум, удвоения этого уровня в ближайшие 3 года. За дополнительной информацией по состоянию дел с учетом выбросов парниковых газов, за методической помощью можно обращаться к: Кокорину Алексею Олеговичу - координатору климатической программы WWF, тел. 727-0939, факс 727-0938 e-mail akokorin@wwf.ru или к ведущему исследователю ЦЭНЭФ Грицевич Инне Георгиевнетел./факс. 120-5147, e-mail cenef@online.ru