Дорогие друзья! Это новая версия сайта WWF. Если вы заметили ошибку, пишите на web@wwf.ru
Помочь
Наша работа
Регионы
Вы можете помочь прямо сейчас!

Бюрократическая перестройка с минимальным смысловым результатом

10 декабря 2012
В столице Катара Дохе завершилась ежегодная конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Это был первый из 3 саммитов перед принятием нового глобального соглашения по проблеме климата, намеченным на конец 2015 г. Для начала нужно было перестроить структуру органов конвенции, что и было выполнено в Дохе. Но, увы, кроме этого на Конференции ООН почти ничего не сделано, считает Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Организационная работа

В Дохе страны избавились от «багажа» - промежуточных договоренностей и рабочих групп, оставшихся со времен подготовки саммита в Копенгагене, где в конце 2009 г. ожидалось заключение нового соглашения. «Багаж» содержал жесткое, но устаревшее деление стран на развитые и развивающиеся, причем по состоянию на 1992 год, когда заключалась конвенция. Согласно «багажу», развитые страны должны снижать выбросы по Киотскому протоколу, а развивающиеся не имели обязательств по выбросам.

«Сейчас мир уже иной, поэтому старую двойную систему заменили на унитарную, - рассказывает руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. - Решено, что следующие 3 года единая специальная рабочая группа по «Дурбанской платформе» будет работать по двум направлениям: во-первых, готовить новое соглашение на период с 2020 г., а, во-вторых, предпринимать усилия по снижению выбросов всех стран до 2020 г.»

Кроме данных организационных изменений, в Дохе был принят ряд решений по текущей помощи развивающимся странам, в частности, по Зеленому климатическому фонду, по центрам передачи технологий, по работе Адаптационного фонда и т.п. По мнению WWF России, это важные решения для сотен миллионов людей, но это слишком мало для двух недель работы всемирной конференции.

«Экологические организации в ярости от вседовлеющего в Дохе бюрократического цинизма и крайне слабых действий Катара как председателя. WWF, Гринпис, Оксфам и другие организации сошлись во мнении, что движение в том же стиле и темпе это тупик, как для развитых, так и для развивающихся стран», - считает Кокорин.

Участие в Киотском протоколе

В Киотском протоколе согласились участвовать все страны, кроме США и Канады, но участие очень разное. Более 100 развивающихся стран, включая Китай и Индию, участвуют в протоколе через проекты механизма чистого развития (МЧР), обязательств по выбросам у них нет. У Японии, России и Новой Зеландии тоже нет обязательств и они могут поддерживать проекты МЧР в развивающихся странах, но участвовать в проектах совместного осуществления (ПСО) они не могут. Тем самым наша страна лишается возможности продления имеющихся у нас 100-150 проектов Киотского протокола.

ЕС, Австралия, Норвегия, Швейцария, Украина и ряд других небольших стран имеют обязательства по выбросам, могут выполнять ПСО и участвовать в МЧР. ЕС становится главным донором Киотского протокола, впрочем, это донорство очень относительно. По сделанным ранее заявлениям, ЕС не собирается покупать единицы сокращения выбросов и сделает исключение лишь для наименее развитых стран. Кроме того, ЕС принял решение не участвовать в торговле квотами, оставшимися у различных стран от первого периода протокола (2008 – 2012 гг.).

Принятая в самый последний момент поправка требует от стран с обязательствами по Киотскому протоколу в среднем за 2013 –2020 гг. не превышать уровень выбросов 2008 – 2010 гг. Это вынуждает Беларусь и Казахстан присоединится к России и участвовать в протоколе без обязательств. Украине удается обойти действие поправки за счет большого запаса квот с первого периода Киотского протокола. Россия категорически возражала против такой поправки, но привлечь на свою сторону другие развитые страны не удалось.

«Раз все буксует и Россия не у дел, так как мы уже не получатель средств, но еще далеко не главный донор, то надо поднять голову от вороха принятых бумаг и взглянуть шире. Надо посмотреть на соседей. Китай, Казахстан, Южная Корея в 2013-2014 годах вводят внутренние пилотные системы регулирования выбросов СО2. Россия может получить выигрыш от аналогичных действий», - говорит Алексей Кокорин.

«Развивается новая Рамочная коалиция «Климат и чистый воздух», в Дохе к ней было очень большое внимание. Это вне ООН, Россия может получать средства, прежде всего, на пилотные проекты, связанные с выбросами сажи. Это очень актуальная проблема, особенно в Арктике», - считает Кокорин.

Снижение выбросов

Сейчас главной задачей РКИК ООН является разработка всеобъемлющего соглашения по снижению выбросов парниковых газов во всех крупных странах, чтобы удержать антропогенный рост температуры в пределах 20С. Это сложная и долгосрочная задача – к 2050 г. глобальные выбросы надо сократить в 2 раза. Год назад на конференции ООН в Дурбане было решено к концу 2015 года подготовить соглашение о действиях после 2020 г.

В Дохе о выбросах речь практически не шла: страны лишь повторили свои предыдущие предложения. В частности, Россия заявила о готовности к 2020 году не превысить уровень 75% от 1990 г. Сейчас без учета поглощения лесами наши выбросы равны примерно 69% от уровня 1990 г., но имеют тенденцию к небольшому росту, который должен смениться стабилизацией по мере реализации мер по повышению энергоэффективности. Поглощение лесами велико, но полагаться на него нельзя, поскольку прогнозы говорят о его сильном снижении.

Финансовые потоки

Очень долго члены делегаций, а затем министры, обсуждали вопрос об объеме финансовой помощи развивающимся странам на 2013 -2015 гг., которая в 2010-2012 составила более 30 млрд. долларов. ЕС заявил о выделении примерно 6 млрд. евро. Япония говорила о намерении развернуть широкомасштабную систему двустороннего сотрудничества с развивающимися странами – Совместный углеродный механизм (Joint Carbon Mechanism) на многие десятки млрд. долларов. Но говорить о конкретной сумме на следующие 3 года развитые страны категорически отказались. США настаивали, что подобная дискуссия вообще вне мандата Дурбанской платформы и данных переговоров. Вероятно, на такую позицию повлияло отсутствие у Китая, Индии, арабских стран желания идти на компромисс и постепенно двигаться к принятию сильных обязательств по снижению выбросов. В итоге была одобрена весьма расплывчатая фраза, призывающая развиты страны к тому, чтобы в следующие 3 года финансирование было не меньше, чем в предыдущие.

Будущие конференции

На 2013 год намечен «электронный» обмен мнениями. В частности, к 1 марта страны дадут свои предложения по вопросам снижения выбросов и разработки нового соглашения. В июне в Бонне состоится двухнедельная сессия вспомогательных органов РКИК ООН, где страны проведут переговоры в «очном» режиме по всем вопросам. Для работы по Дурбанской платформе намечены еще 2 очные встречи: в начале мая и в сентябре.

Следующая конференция ООН по проблеме изменения климата пройдет в конце 2013 г. в Польше. Там нужно гораздо более решительно продвинуться к новому глобальному соглашению по выбросам парниковых газов.

© Doha 2012
Помогите природе прямо сейчас!